15 июня Шевченковский районный суд г.Киева продолжил заседание по избранию меры пресечения одесскому праворадикалу Сергею Стерненко, подозреваемого в совершении преступления по ст.115 ч.1 (умышленное противоправное причинение смерти другому человеку) и ст.263 ч.2 (ношение холодного оружия без предусмотренного законом разрешения) Уголовного кодекса.
Об этом сообщает Укринформ.
В зале суда находится сам Стерненко, его адвокаты и представители обвинения, большое количество журналистов.
Следственный судья по делу — Владимир Бугиль.
У суда собралось несколько сотен людей в поддержку Стерненко, здание суда находится под усиленной охраной правоохранителей.
Под судом стоят автомобили «скорой помощи» и спецтранспорт. Правоохранители окружили по периметру здание суда. На входе они осматривали вещи людей, которые хотят пройти внутрь.
Между протестующими и правоохранителями произошла стычка, после которой были задержаны двое человек. Активисты пытались разблокировать автозаки и вытащить задержанных, одному из которых понадобилась медицинская помощь.
Возникла также перепалка между сторонниками Стерненко и работниками издания «Шарий.нет», в ходе которой те, кто пришел поддержать активиста, потребовали, чтобы работники «Шарий.нет» ушли из-под здания суда. Впоследствии те в сопровождении нескольких десятков стражей порядка ушли покинули территорию.
По заявлению пресс-секретаря партии «Голос» Яремы Духа, полиция под зданием суда напала на народного депутата из фракции «Голос» Романа Лозинского.
» Под зданием суда была попытка избить народного депутата Романа Лозинского. Это произошло потому, что из зала суда вышли несколько наших нардепов и пробовали узнать, почему начали задерживать активистов. И когда Лозинский подошёл к кордону полиции и попросил пропустить, работники полиции начали грубо его останавливать, разорвали ему рубашку, а на лице Романа остались следы крови. И сейчас Роман пишет заявление об этом произволе представителям патрульной полиции», — прокомментировал Дух.
Председатель партии «Голос» Кира Рудык заявила о требовании начать «расследование инцидента, установление ответственных за нападение и суровое наказание виновных».
По факту применения силы сотрудниками полиции уже назначено служебное расследование, о чём информирует отдел коммуникации полиции Киева.
В ведомстве сказали, что полицейские задержали пять человек возле Шевченковского райсуда: сначала, по информации полиции, один из мужчин спровоцировал конфликт с журналистами, а другие препятствовали полицейским при задержании правонарушителя и нецензурно выражались.
«Их доставляют в управление полиции для установления личных данных и дачи объяснений. После первоочередной проверки будет дана правовая квалификация их действиям. Кроме того, по факту применения силы полицейскими во время задержания назначено служебное расследование», — говорится в сообщении.
Суд отказал защите Стерненко в отводе прокурора Николая Бозовуляка в связи с разглашением им мер безопасности, осуществляемых в отношении Стерненко.
«У нас новые основания появились для отвода прокурора Бозовуляка. Он точно является предвзятым, потому что он разгласил сведения о мерах безопасности, которые осуществляются в отношении Стерненко», — сказал в начале заседания адвокат.
По его словам, 12 июня во время заседания по избранию меры пресечения активисту, Бозовуляк сказал, что в отношении Стерненко осуществляются «меры безопасности спецподразделением СБУ «Альфа» на территории города Одессы».
Адвокат отметил, что прокурор совершил правонарушение — объявил сведения, составляющие охраняемую тайну, а именно меры безопасности, которые осуществляются в отношении участника уголовного судопроизводства.
По словам защитника, в воскресенье Стерненко подал заявление о совершении уголовного преступления в связи с этим в ГБР.
Следственный судья Владимир Бугиль после выхода из совещательной комнаты отказал в удовлетворении ходатайства.
Суд заслушал свидетелей стороны защиты — медиков Александра Линчевского и Александра Данилюка, «которые опровергали основной тезис обвинения, что погибший (один из нападавших на Стерненко, Иван Кузнецов — ред.), будучи раненым, не мог пробежать расстояние, отделявшее место, где он совершил нападение, и где нашли его тело».
Был допрошен также прокурор Андрей Радионов, который, отказался подписывать подозрение Стерненко, заявив, что в его деятельность происходило вмешательство по этому делу.
«Например, направление уведомления о подозрении. Ранее была проведена реорганизация (из ГПУ в Офис генпрокурора — ред.) и было изменено название должностей. И я был вне штата, но занимал по прежнему названию должность, а некоторые работники, в частности Бозовуляк, уже занимали должность с другим названием. И сообщение о подозрении направлялось без указания фамилии прокурора, который должен был согласовать сообщение о подозрении, однако отмечалась уже новая должность. О чем это свидетельствовало? Что сразу и предварительно, насколько я знал, уже было согласие Бозовуляка согласовать сообщение о подозрении. Соответственно, заранее зная, что я старший группы прокуроров, что у меня противоположное мнение по этому поводу, тем не менее, адресуют (сообщение о подозрении — ред.) человеку, который еще не старший в группе прокуроров в процессе. О чем это говорит? Что присутствует фактически вмешательство в мою деятельность, вопреки той позиции, которую я занял в производстве», — подчеркнул Радионов.
Он также прокомментировал слова генпрокурора Ирины Венедиктовой о том, что Стерненко в любом случае будет сообщено о подозрении.
«…Публичные заявления высшего должностного лица Генпрокуратуры, которая не была ещё на тот момент в процессе, не была ознакомлена с материалами производства, которой не докладывалось даже старшими группы прокуроров, — тем не менее, были сделаны однозначные выводы, будет сообщено о подозрении. И в принципе она — высшее должностное лицо, от которого зависят все должности и назначения, которые назначаются исключительно генеральным прокурором… По сути, я человек, который зависим в какой-то степени от её решений, и это (всё было — ред.) публично. Как это оценивать, как давление? Собственно, с такими сообщениями я и обратился (в Совет прокуроров — ред.), и там тоже подробно описано, почему я считаю, что это посягает на мою независимость как прокурора в процессе», — уточнил Радионов.
Также суд допросил в качестве свидетеля нардепа Викторию Сюмар, которая является членом ВСК ВР по расследованию нападений на активистов.
В суде бывшая глава Минздрава Ульяна Супрун, бывший политзаключённый Владимир Балух, Герой Украины Владимир Жемчугов и ряд народных депутатов выразили желание взять Стерненко на поруки.
В частности, Супрун на заседании суда сказала: «Я знаю Сергея как умного и честного человека, который борется за справедливость, которую много лет преследуют за его активизм. Я знаю, что Сергей всегда ходит на все свои суды, он не пренебрегает своими обязательствами, и думаю, что так же будет ходить на все заседания и дальше. Я готова взять его на поруки».
Аналогичное желание выразили также народные депутаты Михаил Бондарь, Ярослав Юрчишин, Ольга Стефанишина, Роман Костенко, Кира Рудык, Мария Ионова, Роман Лозинский. Ранее, в пятницу, такое желание выразила и народный депутат Яна Зинкевич.
В целом, суд допустил к поручительству по Стерненко 14 человек.
Заседание продолжается…
Как сообщала Одесса News, 12 июня Шевченковский суд начал рассмотрение ходатайства об избрании меры пресечения Стерненко.
Дополнено в 18.47. Народный депутат Александр Мариковский («Слуга народу») готов взять Сергея Стерненко на поруки, о чём он заявил в суде.«Хочу задекларировать готовность взять на поруки Сергея Стерненко на поруки. Могу ответственно гарантировать, что он не будет избегать следствия и взаимодействовать с ним в рамках данного уголовного производства», — сказал Мариковский. Таким образом, готовность взять активиста на поруки подтвердили в суде уже 15 человек,
«Этот риск (бегства – ред.) лишён смысла вообще – он (Стерненко – ред.) сам требует проведения процессуальных действий, направлял процессуальному руководителю множество ходатайств, он сам берёт на себя процессуальные обязанности и создаёт их для себя. Второй риск — самостоятельно уничтожить какие-либо вещи или документы – существует только в болезненном воображении прокурора; нож, вещи, одежда давно изъяты», — сказал Писаренко.
Адвокат уточнил, что Стерненко характеризуется с положительной стороны, является действующим студентом-отличником Киевского института международных отношений КНУ им. Т. Г. Шевченко.
Дополнено в 20.40. Из райотдела полиции отпустили активистов, которых ранее задержали возле Шевченковского райсуда.
Дополнено в 22.00. Суд избрал Стерненко меру пресечения в виде домашнего ареста. «В удовлетворении ходатайства о взятии Стерненко на поруки отказать. Ходатайство об избрании меры пресечения Стерненко в виде домашнего ареста — удовлетворить», — объявил следственный судья Владимир Бугиль.
Прокурор в комментарии журналистам заявил, что готов к апелляции стороны защиты. Стерненко же заявил, что апелляция «бесспорно, будет».
После оглашения решения суда активисты под учреждением начали скандировать «Ганьба», они зажигают красные файеры.
Дополнено в 22.30. Стерненко порвал под Шевченковским райсудом резолютивную часть постановления суда, которым ему была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.Он напомнил, что в постановлении суда написано, что ему необходимо проходить домашний арест в воинской части в Одессе, «куда меня не пустят, потому что это режимный объект, и это — место моей прописки».«Судья имел информацию, что я живу в Киеве, и её давал прокурор, и ходатайство было о том, чтобы дать мне меру пресечения, возможно, по адресу в Киеве, но они дали решение, что я должен отбывать домашний арест в Одессе на улице Приморская, 37, — там находится отряд пограничников. Я прямо вижу, как я прихожу к пограничникам и говорю им: «Добрый день, я здесь живу»… Мы просили судью разъяснить это решение — он сбежал, мы просили прокурора разъяснить это решение — он сбежал. Но если я не выполню это судебное решение, значит, я нарушу возложенные на меня обязанности. Значит, прокурор придёт в суд и скажет, что смотрите, что Стерненко не выполнил решение суда по мере пресечения. Следующая по тяжести мера пресечения, которую можно просить — это лишь содержания под стражей.» — сказал Стерненко и порвал постановление суда.
Стерненко также попросил активистов под судом не расходиться и отметил, что сейчас с адвокатами будет решать, что делать дальше.