В Украине готовятся механизмы для разблокирования морского судоходства

-маяк.jpg

Украина нуждается в полной разблокировке морских портов, и эта тема стала особенно острой за неделю до завершения действия «зерновой сделки».

По сообщению Центра транспортных стратегий, сейчас власти прорабатывают два варианта для восстановления полного морского экспорта: первый предусматривает военное сопровождение гражданских судов, второй – призыв к России от международного сообщества.

«Военные сейчас могут обеспечить защиту караванов гражданских судов и минную безопасность. Андрей Клименко, руководитель мониторинговой группы Института Черноморских стратегических исследований говорит, что защитить гражданские суда могут партнёры, в частности, Турция. Поэтому один из вариантов, по его словам, – максимально широкое вовлечение в операции с украинским экспортом и импортом судов турецких судовладельцев, по которым Россия не решится стрелять», – пишет издание.

Второй вариант – создать две постоянные черноморские военно-морские группы из кораблей Болгарии, Румынии, Турции и Украины, указывает автор материала Ольга Быстрицкая. Первая группа будет предусматривать патрульные или эскортные корабли для защиты свободы судоходства в секторе Босфора до Одессы. Вторая – группа противоминных кораблей и тральщиков, для борьбы с морскими минами.

«Параллельно с милитарным усилением активизируется и работа на дипломатическом фронте. В частности, Минвосстановления инициирует проведение в июле сессии Международной морской организации безопасности судоходства в Чёрном море. Предварительно об этом уже договорились с Данией, также подключены украинские послы в морских государствах. Цель – коллективно инициировать такую встречу перед генеральным секретарем ИМО, чтобы публично призвать прежде всего россиян к тому, что гражданские суда не являются военными целями, судоходство должно быть свободным и, соответственно, все посягательства на этот основополагающий принцип международного морского права будут рассматриваться как пиратство с соответствующими военными и дипломатическими последствиями для государства-агрессора», – пишет журналистка.

Как сообщала Одесса News, за 11 дней июля из морских портов Одесской области вышло лишь 6 судов с 215 тыс. т агропродукции.

Россия блокировала вывоз украинской продукции из морских портов после начала полномасштабного вторжения в Украину 24 февраля 2022 года.

22 июля в Турции состоялось подписание соглашений о морском экспорте украинского зерна из трёх портов. Украина подписала документ с Турцией и ООН, Россия зеркально сделала то же самое. Первое судно, загруженное украинским зерном, вышло из порта Одессы утром 1 августа. Также в «зерновом коридоре» участвуют порты Черноморск и Южный. Благодаря Черноморской зерновой инициативе снизились цены на продовольствие, что косвенно спасло от голода более 100 млн человек.

«Зерновое соглашение» уже несколько раз продлевали, но Россия неоднократно блокировала работу «зернового коридора», отказываясь регистрировать суда и проводить их инспекцию. 

Россия грозила, что «зерновая сделка» прекратит своё существование, если до 18 мая 2023 года РФ не получит гарантий выполнения её требований, в том числе по возобновлению работы аммиакопровода Одесса-Тольяттиу, и выступала против «расширения или бесконечного продления» соглашения. Также РФ требует подключить «Россельхозбанк» к SWIFT, возобновить поставки сельхозтехники, запчастей и сервисного обслуживания, отменить ограничения на страхование и снять запрет на доступ в порты.

В итоге в мае договор продлили до 18 июля, сейчас идут переговоры о его пролонгации. За продление сделки выступают все стороны, кроме России. 

По данным ООН, за время действия «зернового коридора» удалось экспортировать почти 32,8 млн тонн зерна.

Больше новостей на нашем Telegram-канале: https://t.me/+K3QIJDVwDQhmNDMy

scroll to top