Почему Тайвань так важен для Китая и всего мира

fa-china-7-full-pg-taiwan-claw-final-web-Cropped.jpg

Вторжение России в Украину заставило многих обратить свой взор на Китай и его претензии на Тайвань.

Но почему Китай придаёт такое значение этому островному государству, — отвечают аналитики издания Paу Space Magazin.

Как говорится в статье, и Украина, и Тайвань разделяют исторический троп небольшого демократического национального государства, стремящегося к независимому суверенитету от деспотической однопартийной державы путём присоединения к западным ценностям свободного рынка. Это путь развития Тайваня с 1980-х годов в квази западный аванпост (проводящий параллели с Гонконгом), который привлёк иностранных инвестиций на сумму $7,6 млрд долларов на пике в 2018 году.

Сектор электроники Тайваня привлекает наибольшую долю этих иностранных инвестиций. Нельзя недооценивать значение Тайваня для мировой полупроводниковой промышленности. Тайваньская компания по производству полупроводников (TSMC) — крупнейший в мире контрактный производитель микросхем и самая дорогая компания в Азии с капиталом в $600 млрд. Большая часть мировой цепочки поставок полупроводников зависит от Тайваня. Недавний логистический кризис показал это как нельзя хорошо. Без тайваньских полупроводников и процессоров мир теряет до 20% мощностей.

Импорт Китая только полупроводников в 2021 году составил $300 млрд. Заводы TCMS стратегически важны для китайской экономики, без них она не может быть полностью самостоятельной. Маленькое островное государство держит Китай в удушающей хватке из-за полупроводников. Кроме того, по мнению аналитиков, Китай не станет самодостаточным в производстве полупроводников ещё как минимум десять лет.

Ещё одной причиной внимания Китая к Тайваню являются порты Хуалянь, Гаосюн, Цзилун, Тайчжун — крупнейшие порты Тайваня и стратегически важные точки торговли во всей Азии. Макао и Гонконг постепенно утрачивают свою значимость ввиду активной экспансии КНР. Поэтому Поднебесной нужны новые порты, которые будут «свободной зоной», чтобы больше инвесторов приходили в Китай.

Экономики Китая и Тайваня неразрывно связаны. Китай является крупнейшим экспортным партнёром Тайваня, стоимость экспорта которого с января 2017 года по январь 2022 года составила $515 млрд, что более чем вдвое превышает показатель США, который был следующим крупнейшим партнёром.

Тайвань также является довольно богатым регионом сам по себе. С населением в половину Украины он находится на 19 месте в мире по ВВП, обгоняя Швейцарию и немного не дотягивая до Саудовской Аравии. Присоединение такого богатого региона ускорило бы экономическое развитие Китая, которое серьезно замедлилось из-за коронавируса.

Однако существует опасность того, что любое китайское вторжение на Тайвань в ближайшие пять лет повредит или уничтожит большую часть технологической инфраструктуры, на которую опирается Китай, чтобы обеспечить свою электронную и обрабатывающую промышленность ключевыми компонентами. Экономические последствия полномасштабного вторжения могут привести к тому, что полупроводниковая промышленность Тайваня станет военным трофеем, но, в равной степени, тайваньцы могут быть готовы серьёзно саботировать или даже уничтожить сами полупроводниковые заводы, в первую очередь, сеть передовых предприятий TSMC, чтобы лишить китайцев части этих трофеев. И сомнительно, что китайцы смогут управлять фабриками без сотрудничества с лучшей в мире командой менеджеров, исследователей и инженеров TSMC, по крайней мере, в течение нескольких лет, — считают в издании.

Отмечается, что Тайвань является 21-й по величине экономикой в ​​​​мире с ВВП в размере $662,1 млрд. ВВП страны вырос на 44% в период с 2010 по 2021 год и, как ожидается, вырастет ещё на 19% к 2025 году. Кроме того, китайское вторжение на Тайвань, направленное на построение нации, ни в коем случае не является гарантированным военным успехом. Экономическая мощь Тайваня и глобальные союзники, прежде всего США, — вот важные факторы при любом расчёте войны. Кстати, предпосылками того, что США может легко отдать Тайвань в ближайшие 5-10 лет является то, что на постройку фабрик, производящих чипы и полупроводники, Вашингтон выделил уже больше $500 млрд. Как только Штаты перестанут зависеть от тайваньских чипов, Тайбэй некому будет защищать.

Однако иностранные инвесторы по понятным причинам обеспокоены политической напряжённостью вокруг Тайваньского пролива. Собственная политическая воля Тайваня к свободной торговле с остальным миром сдерживается давлением Пекина. Попытки Тайваня заключить двустороннее торговое соглашение с США до сих пор не увенчались успехом. Кроме того, Тайвань подал заявку на присоединение к Всеобъемлющему и прогрессивному соглашению о Транстихоокеанском партнёрстве.

Из-за торговой напряжённости между США и Китаем ряд тайваньских и иностранных компаний, ранее базировавшихся в материковом Китае, вернулись на Тайвань. Китай был удивлён и встревожен скоростью и жестокостью скоординированных западных санкций против России, ведь по-прежнему очень сильно связан с Западом в экономическом и финансовом плане. Одни из самых значительных санкций были наложены США и их ключевыми союзниками, исключающие крупные российские банки из мировой финансовой системы Swift. Это побудило Народный банк Китая разработать планы на случай непредвиденных обстоятельств, изучив альтернативную структуру платежей, которая будет работать параллельно со Swift.

Быстрый экономический успех Тайваня основан на принципах его собственной рыночной экономики, собственного правительства и аппарата президента, собственной валюты и собственных вооружённых сил. Однако серьёзной проблемой для Тайваня является неспособность страны удовлетворить растущие потребности в энергии. Тайвань публично взял на себя обязательство достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году, и, несмотря на одни из лучших в мире условий для использования как ветровой, так и солнечной энергии, прогресс в этой области крайне медленный. Массовые отключения электроэнергии на Тайване в 2017 году затронули 6,68 миллиона домохозяйств, а в начале марта 2022 года авария на электростанции вызвала массовые отключения электроэнергии по всему острову, в том числе в столице страны Тайбэе.

Стратегическое расположение Тайваня и относительно прозрачная и демократическая среда означают, что иностранные компании могут пользоваться регулятивной и деловой средой свободного рынка, аналогичной той, что существует в крупных экономиках, таких как США. Однако как и в случае с Россией и Украиной, геополитическая динамика сил между Китаем и Тайванем более сложна, чем можно объяснить только экономическими показателями. Неизвестные факторы, такие как стремление Китая к воссоединению и внутренняя политика Тайваня, угрожают неудобному равновесию взаимозависимости между двумя странами, — резюмируется в статье.

Для справки. Тайвань управляется собственной администрацией с 1949 года, там сохраняются флаг и некоторые другие атрибуты Китайской Республики, существовавшей на материке до прихода к власти Коммунистической партии. Согласно официальной позиции КНР, остров считается одной из провинций Китая.

Белый дом прекратил дипломатические контакты с Тайванем в 1979 году. Однако тогда же американский Конгресс принял закон об отношениях с Тайванем, согласно которому США могли поставлять туда оборонительное вооружение и выступали гарантом безопасности острова. Предыдущий президент США Дональд Трамп работал над налаживанием отношений с Тайванем, в 2016 году он стал первым лидером Штатов за 10 лет, который поговорил с главой Тайваня.

Вскоре после того, как в США к власти пришёл Джо Байден, Тайвань заявлял о крупном вторжении китайских боевых самолётов на свою территорию. Эксперты считают, что таким образом власти Китая хотели проверить уровень поддержки администрацией Байдена островного государства.

Власти Китая предупредили новую администрацию США и Тайвань о том, что признание Соединёнными Штатами независимости острова будет означать войну.

28 июля Байден и китайский лидер Си Цзиньпин провели телефонный разговор на фоне напряжения между странами в связи с распространённой в СМИ информацией о возможном визите спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань. Тогда в Белом доме заявили, что Байден в беседе с Си Цзиньпином подчеркнул, что политика США в отношении Тайваня не изменилась.

Вечером 2 августа Пелоси прибыла на Тайвань, несмотря на угрозы Китая, это первый визит спикера Палаты представителей США на остров за 25 лет. В ответ в МИД КНР заявили, что визит Пелоси на Тайвань «серьёзно влияет» на отношения Китая и США.

Координатор Совета национальной безопасности США по стратегическим коммуникациям Джон Кирби 2 августа на фоне визита Пелоси в Тайбэй заявил, что США не поддерживают независимость Тайваня, но помогают в самообороне.

Больше новостей в нашем Telegram-канале: https://t.me/joinchat/UtNeW3LzPmqqxBod

scroll to top