Строительство водного пути между Балтийским и Чёрным морями: риски и перспективы

16_main-Cropped.jpg

Строительство водного пути Е40, который должен соединить Балтийское и Чёрное моря, экономически выгодно Украине, однако возможны опасность истощения водных ресурсов и экологическая беда.

Об этом говорилось на пресс-конференции в Укринформе, посвящённой экономической целесообразности и экологическим вызовам проекта Е40.

«Этот транспорт выгоден и экологичен и связан он с низкой удельной стоимостью перевозок. Для Евросоюза 2 цента на тонно-километр стоит автомобильный транспорт, 0,8 цента — для железной дороги и 0,27 цента — для внутреннего водного транспорта. Речь идёт, прежде всего, об объёмах перевозок. Одна конвой-сцепка барж — это 175 грузовых железнодорожных вагонов. ЕС будет развивать этот вид транспорта и прежде всего каботажные, балкерные контейнерные перевозки и мультимодальные перевозки, связанные с синхронизацией деятельности внутреннего водного и морского транспорта, в частности, трансконтинентальные перевозки большими контейнерами, что экономически очень выгодно. Это транспорт с зелёной логистикой и инфраструктурой, и этот транспорт является высокотехнологичным», — отметил Олег Рубель, доктор экономических наук, профессор Одесского государственного экологического университета, ведущий научный сотрудник Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины.

В то же время, экологи предупреждают о возможных опасностях строительства такого водного пути из-за большой нагрузки на водные ресурсы Украины и их истощения.

«Представьте себе аварию танкера с нефтью, который переворачивается возле киевского водозабора, а это одно из направлений, который хотят развивать авторы проекта Е40. Что будет пить Киев? Или что будут пить Запорожье, Днипро, Черкассы, если это произойдёт там? То есть мы понесём огромные потери. Считали ли эти расходы? Нет, не считали. Считали ли, сколько мы заплатим за очистку воды, если заработает проект? Ведь Украина пьёт из поверхностных источников, из рек, в отличие от Европы, где в основном — подземные водозаборы, так же как в Беларуси в городах — 100% подземные водозаборы. Мы себе позволить пользоваться реками как водными путями просто не можем — мы заплатим за это высокую цену», — подчеркнул Олег Листопад, директор Общества охраны птиц Украины.

Эксперт Национального экологического центра Украины (НЭЦУ) по вопросам стабильного развития Александр Гусев считает, что экономические выгоды проекта Е40 плохо просчитаны, а потери от него могут быть намного весомее, чем преимущества.

«Опасность этого проекта в том, что средства расходуются под государственные гарантии, ибо участие в нём принимают не только частные инвесторы. И может случиться так, что государство возьмёт деньги, но это не принесёт прибыли, более того — это вызовет непросчитанные, непредсказуемые экологические последствия, и в результате, это упадёт на рядового украинца, и здесь вопрос, хотим ли мы иметь такие проблемы», — подчеркнул эксперт.

Украина, как наиболее вододефицитная страна Европы, вследствие реализации этого проекта рискует уничтожить свои запасы питьевой воды — считает Георгий Веремийчик, эксперт по вопросам изменения климата НЭЦУ.

«Этот проект уничтожит запасы питьевой воды, которые очень важны как для Украины, так и для Беларуси, тем более мы живём в условиях постоянного изменения климата, и этот процесс всё время ускоряется, а дефицит питьевой воды в мире постоянно растёт. А Украина является наиболее вододефицитной страной в Европе с точки зрения обеспечения питьевой водой», — отметил эксперт.

Для справки. Международный водный путь (МВП) E40 — это международный проект, создание которого поддерживает Европейская экономическая комиссия Организации Объединённых Наций (ЕЭК ООН) в рамках Соглашения AGN. МВП E40 должен соединить Балтийское море с Чёрным морем (г. Гданьск, Польша, с г. Херсон, Украина) и пройти через три страны: Польшу, Беларусь, Украину. Проект оценивается в 13 млрд евро и поддерживается правительствами трёх стран.

scroll to top