Сегодня понятие «морская держава» связывают с мощностью украинских портов, самым глубоководным из которых является «Южный». Через терминалы госпредприятия (госстивидор) «Морской торговый порт «Южный» в 2019 году осуществлена перевалка свыше 15 миллионов тонн грузов, чистая прибыль составила около 200 миллионов гривен.
Однако руководство государственного предприятия убеждено, что резервы по увеличению объёмов перевалки не исчерпаны. Для удержания лидирующих позиций на рынке необходима модернизация существующих перевалочных мощностей и технологий обработки грузов, что повысит эффективность погрузочно-разгрузочных работ, а также строительство нового терминала по обработке импортных навалочных грузов.
О своём видении путей повышения эффективности работы стивидорной компании в интервью Укринформу рассказал исполняющий обязанности директора порта Александр Олейник.
Три месяца прошли, как вы назначены Кабмином руководителем крупнейшего порта Большой Одессы. С чем связываете перевод по службе из Мариупольского порта в Южный, какие первоочередные задачи стоят перед госстивидором?
— Полагаю, перевод в порт Южный связан с эффективной работой Мариупольского госстивидора, в том числе в условиях блокирования морских путей Азова со стороны РФ.
Я же, в свою очередь, благодарен трудовому коллективу Мариупольского порта, в составе которого трудился с 1992 года, пройдя путь от стивидора до руководителя. Нам удалось реализовать ряд серьёзных инвестиционных проектов параллельно с успешным выполнением производственной программы. В частности, мы создали в порту современный высокотехнологический терминал по перевалке стального листа, установили крупнейшую в регионе промышленную гелиосистему. В этом году завершается первый этап строительства зернового терминала, начатого в 2018 году. Производственная мощность всего терминала составит до 2,5 миллиона тонн зерна в год.
Основными задачами, которые я ставлю перед ГП «Морской торговый порт «Южный», являются увеличение объёмов грузопереработки, диверсификация грузов и укрепление социальной защиты коллектива.
Известно, что в Южном вы провели около десятка встреч с работниками всех подразделений. На чём акцентировали внимание?
— В первую очередь, рассказал о достигнутых результатах, планах по развитию производства и укреплению социальной защиты. Также указал на то, что ряд производственных объектов предприятия, на мой взгляд, нуждается в реконструкции и модернизации. Без этого не удастся успешно конкурировать с другими стивидорными компаниями. Анализ потенциала порта показал, что в настоящий момент объём заказов на перевалку грузов превышает возможности по перевалке госстивидора. Чтобы исправить ситуацию, потребуются дополнительные вложения в совершенствование технологий перевалки, а соответственно – и в парк перегрузочной техники, также необходимо расширение складских площадей, улучшение работы всех подразделений порта.
Моя цель – добиться слаженной, бесперебойной работы всех звеньев производственного процесса, сделать предприятие максимально эффективным. В прямой зависимости от этого и заработная плата, которая должна стабильно выплачиваться и своевременно повышаться, при наличии такой возможности.
Достигнутые результаты работы минувшего года – перевалка свыше 15 миллионов тонн грузов. Данный показатель нужно закрепить и развивать. То, что 31 декабря было рекордом, после 1 января должно стать нормой. Перед коллективом поставлена задача – выйти на ежемесячную перевалку в полтора миллиона тонн насыпных грузов. Реально ли это? Январские итоги свидетельствуют о том, что порт продолжает наращивать объёмы перевалки: переработано свыше 1,3 миллиона тонн грузов, что на 47% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Принято 16 судов, в том числе 11 – типа Capesize (крупнотоннажный флот дедвейтом более 175 тысяч тонн – авт.), также обработано свыше 21 тысячи полувагонов. В частности, осуществлена перевалка более миллиона тонн руды, 197 тысяч тонн угля. Перевалка транзитных грузов составила свыше 265 тысяч тонн – вдвое больше, чем в январе 2019 года.
Параллельно предпринимаем меры к совершенствованию технологии перевалки импортных грузов, чтобы исключить в дальнейшем любые задержки, которые могут возникнуть при обработке судов. Для закрепления лидирующих позиций в отрасли нужно вдвое сократить сроки обработки крупнотоннажного флота. На данный момент уже разработан и реализуется комплекс организационно-технических мероприятий с целью модернизации технологий обработки грузов и обеспечения скоростной перевалки – не менее 80-100 тысяч тонн грузов в сутки.
Глобализация диктует жёсткие требования по обслуживанию товарных потоков. Для нас это увеличение темпов перевалки грузов у глубоководных причалов, что обеспечит снижение себестоимости погрузочно-разгрузочных работ, увеличение доходов порта и оплаты труда портовиков соответственно. И что особенно важно, мы сможем ещё более заинтересовать клиентов-грузоотправителей работать именно с портом «Южный». Ведь лишние сутки стоянки крупного балкера у портового терминала обходятся судовладельцу достаточно дорого.
Хотел бы подчеркнуть: достигнутые производственные показатели дают нам возможность не только совершенствовать технологии и диверсифицировать грузовую базу, но и обеспечивать достойный уровень оплаты труда портовиков, выполнять другие условия коллективного договора. Разрабатывая планы по усовершенствованию работы порта, мы также учитываем тот факт, что порт является не только градообразующим, но и основным бюджетообразующим предприятием города Южный.
Вы упомянули о проектах модернизации терминалов. Не могли бы конкретизировать?
— Начну с того, что проектировали и строили порт под обработку экспортных грузов, однако тенденции последних лет показывают стабильную потребность нашей страны в импорте определённых групп товаров. На данный момент госстивидор Южный уже обрабатывает около 2,6 миллиона тонн груза импортного угля в год.
С учётом этого в январе текущего года начаты проектные работы по строительству перегрузочного комплекса импортных навалочных грузов, который позволит увеличить объёмы перевалки до 5 миллионов тонн и сократить время на их обработку. В портфеле заказов предприятия такой объём грузов уже имеется.
Впрочем, это лишь одно из четырёх перспективных направлений для ускорения перевалки грузов и погрузки-выгрузки балкеров типа Capesize. На совещании с участием ведущих специалистов мы пришли к выводу, что в модернизации нуждается и перегрузочный комплекс экспортных грузов, необходимо проектирование и строительство дополнительного комплекса вагоноопрокидывателя, нуждается порт также в приобретении специализированного оборудования для зернового комплекса и для стаффировки контейнеров.
Модернизация комплекса импортных навалочных грузов включает несколько крупных проектов. В частности, планируется постройка конвейерной линии у причалов № 5, 6, 7, которая будет доставлять грузы на верхнюю складскую площадку. Также будет построен склад открытого типа хранения, оборудованный современной техникой и рассчитанный на единовременное хранение до 200 тысяч тонн грузов.
Какова общая стоимость объектов реконструкции?
— По предварительным оценкам, строительство комплекса импортных грузов обойдётся порту в 18,4 миллиона долларов США, ожидаемый экономический эффект – дополнительные ежемесячные поступления в бюджет предприятия около полумиллиона долларов США. Кроме того, введение в эксплуатацию комплекса обеспечит наращивание доходов предприятия за счёт уменьшения себестоимости переработки грузов, снижение нагрузки на тепловозы предприятия и, соответственно, уменьшение затрат на ремонт и ГСМ.
И что немаловажно, реализация этих проектов позволит уменьшить накопление импортных грузов на складах, а также сократить объём маневровых работ в направлении ж/д станции «Береговая». Увеличение количества обрабатываемых вагонов с импортным грузом до 200 в сутки также позволит повысить нормы выгрузки судов и уменьшить их простой у причалов.
Кстати, параллельно со строительством этого комплекса мы планируем начать проектировку и строительство нового комплекса вагоноопрокидывателя, ведь действующий механизм введён в эксплуатацию свыше 30 лет назад, он требует постоянного технического обслуживания и особого внимания. Пока что комплекс справляется с ежесуточной выгрузкой 500 вагонов, но ведь наша задача – существенно увеличить количество обрабатываемых вагонов с экспортным сырьём, причём на данный момент уже имеем заказ на ежесуточную выгрузку порядка 600 вагонов.
А как обстоят дела с портофлотом, призванным обеспечивать швартовку балкеров и других судов?
— В настоящий момент буксиры предприятия готовы предоставить полный спектр услуг для судов, заходящих в акваторию порта Южный, в том числе швартовные операции балкеров дедвейтом свыше 200 тысяч тонн. Но для снижения рисков и поддержания высокого уровня качества обслуживания в будущем обновление и модернизация портового флота неизбежны.
Прокомментируйте, пожалуйста, как складываются отношения госстивидора с компанией «Метинвест», группой компаний Ferrexpo AG, которую считают третьим в мире экспортёром окатышей, и другими контрагентами?
— По состоянию на сегодня нам удалось согласовать увеличение экспортных грузов группы компаний Ferrexpo AG, а в январе поступил заказ на перевалку около 500 тысяч тонн окатышей. Причём динамика роста объёмов наблюдается и в феврале. Значительные объёмы портовых услуг заказала в текущем году и группа компаний «Метинвест», с которой у госстивидора давние взаимовыгодные отношения. Хотя это не означает, что кому-то из основных клиентов, экспортирующих железорудное сырьё или окатыши, госстивидор предоставляет преференции, а интересы менее крупных грузоотправителей, заказывающих услуги по грузоперевалке, ущемляются.
Впрочем, вполне возможно, что мировой рынок железорудного сырья в текущем году подвергнется конъюнктурным колебаниям, и объёмы экспорта, проходящего через порт, изменятся. Некоторые сделки пока находятся в процессе согласования.
Кстати, изменились ли в 2020 году ставки за перевалку и хранение грузов в порту?
— Да, стоимость услуг, оказываемых грузовладельцам при перевалке грузов, оптимально пересмотрена в декабре-январе с учётом конъюнктуры рынка. Также при расчёте стоимости учтены наши финансовые интересы как государственной стивидорной компании, которая обязана осуществлять отчисление 90 процентов прибыли в бюджет государства.
Так, может быть оправдан и перспективный, взятый правительством курс на реализацию нескольких проектов государственно-частного партнёрства в портах, в частности, передачи трёх портов в концессию и возможной корпоратизации портов Измаила, Рени и Усть-Дунайска? Ведь многие госстивидоры, в том числе порт Черноморск, оказались на грани банкротства…
— Полагаю, подход должен быть дифференцированным. Те предприятия, которые вместо прибыли генерируют убытки, должны быть проданы или переданы в концессию. А вот правомерность передачи в концессию таких портов, как Мариупольский или Южный, генерирующих прибыль, вызывает сомнение. Возможно, сперва следовало бы проанализировать эффективность управления портами, которые уже переданы в концессию, и лишь после этого принимать решения о передаче в концессию других предприятий морской отрасли.
На мой взгляд, более логичным было бы назначение эффективных топ-менеджеров для управления такими стратегически важными государственными объектами, как морские порты. Во всяком случае, до тех пор, пока продолжаются военные действия на территории страны. А впоследствии, когда наступит мир, восстановятся грузопотоки, государство может вернуться к вопросу изучения экономической целесообразности передачи крупных имущественных комплексов в концессию на выгодных условиях.
Михаил Аксанюк, Одесса