Только народное волеизъявление о статусе русского языка в/на Украине значительно усилит единение украинского общества. «Согласны ли вы, чтобы русский язык наряду с украинским стал государственным языком в Украине?» — так может звучать вопрос на Всеукраинском референдуме. Как люди проголосуют, так тому и быть.
Или это не Владимир Александрович Зеленский в ходе президентской кампании обещал, что все важные вопросы жизни страны будут решаться на референдумах? А теперь чиновники из его ближайшего окружения глубокомысленно рассуждают о негативном примере референдума в Великобритании, о необходимости образовывать избирателей и прочей чуши. Когда люди голосовали за В.Зеленского и партию «Слуга народа», из зелёного лагеря никаких призывов учить народ вроде как слышно не было? Так что, будьте любезны соответствовать.
Никакие изменения в уже существующие «языковые законы» — а они, изменения, конечно же, необходимы — не заменят данный референдум. Но мы уже слышали из самых главных уст о том, что статус украинского языка как ЕДИНСТВЕННОГО государственного изменён быть не может. Это кто же так решил?
(В такой процветающей стране, как Финляндия, в которой 90 процентов граждан считают родным языком финский, а шесть процентов — шведский, есть два официальных языка — финский и шведский. И кому от этого хуже?).
Тем временем заочную дискуссию о месте русского языка в Украине повели такие известные интеллектуалы, как нардепка Ирина Геращенко и «живой труп» Алексей Бабченко.
Геращенко разрешила использовать русский язык в Верховной Раде, причём не только в кулуарах, но и в туалетах. А вы тут из неё чуть ли не какого-то русофобского монстра лепите!
Бабченко, напротив, возмутился тем, что новая власть хочет замутить какой-то всемирный русскоязычный канал для продвижения интересов Украины. Свой спич он завершает так:
«Ничего не будет иметь значения. Ни контент, ни передачи, ни супер-пупер классная аналитика, буде такая появится, ни борьба за умы.
Значение будет иметь только одно — в Украине опять будет русскоязычное телевидение.
А значит, ваши внуки опять будут говорить по-русски.
А значит, столько жизней положили напрасно.
Україна повинна бути україномовною.
Крапка».
То есть, этот самый российский пришелец Бабченко цинично втирает нам, что Украина положила столько жизней ради того, чтобы в нашей стране не говорили по-русски!
Ладно, воскресший попрошайка может не знать о 10-й статье Конституции Украины. Но мы-то с вами должны помнить,что «в Украине гарантируются свободное развитие, использование, защита русского, других языков национальных меньшинств». Хорошо бы и украинской судебной власти об этом помнить. В том числе и Верховному Суду Украины, чтобы не дискредитировать себя.
Недавно Верховный Суд Украины принял одно «языковое решение», которое мы, конечно же, обязаны выполнять. Но никто и ничто не возбраняет нам, как гражданам демократического государства, обсуждать и даже критиковать этот правовой акт.
Речь идёт о решении Львовского областного совета от 18 сентября 2018 года №745 «О моратории на публичное использование русскоязычного культурного продукта на территории Львовской области», действующем «до момента полного прекращения оккупации территории Украины».
В связи с этим одна общественная организация и двое граждан обратились с административным иском в суд с просьбой отменить данное решение облсовета.
Львовские суды первой и апелляционной инстанций, к их чести, иск удовлетворили, исходя из того, что решение облсовета нарушает права, свободы, интересы истцов, не отвечает гарантиям, которые предоставило Государство Украина, а также взятым на себя обязательствам в соответствии с Декларацией прав национальностей Украины от 1 ноября 1991 года и Европейской хартии региональных языков либо языков меньшинств.
Также, по мнению судов, решение Львовского облсовета противоречит Закону Украины «О культуре».
Верховный Суд Украины отменил решения судов первой и апелляционной инстанций. Причём сделал это, даже не разбираясь в сути решения Львовского областного совета, которое он был бы вынужден отменить!
Верховный Суд исходил из следующего: до того, как разбираться в законности самого решения, нужно обязательно выяснить, нанесло ли оно вред личным неимущественным правам истцов — физических лиц. А поскольку не было предоставлено ни единого доказательства, что личным неимущественным правам истцов был нанесён ущерб, то уже в связи с этим иск не подлежит удовлетворению!
Вот так. Тебя это решение на твоём хуторе никак не задело? Значит, продолжай осваивать русскоязычную культуру только «в кругу своей семьи и близких знакомых», но так, чтобы другие граждане не видели и не слышали этого, дабы не оскорбить их чувств.
А теперь представим себе аналогичную ситуацию. Львовский,Тернопольский или Одесский областной совет примет решение, касающееся Правил дорожного движения. Поскольку в России принято, мол, ездить на зелёный сигнал светофора, а стоять — на красный, то мы не собираемся идти на поводу у страны-агрессора, и теперь до полного освобождения территории Украины от оккупации в нашей области будут ездить на красный!
Несмотря на кажущийся идиотизм ситуации, она в нынешних реалиях вполне возможна. И будет ли гражданин иметь право обжаловать в суде это решение властей? Или ему скажут, что когда тебе башку переедут на красный, вот тогда и обращайся в суд?
Борис Штейнберг.
Фото: Думская