Михаил Бродский: Зеленскому пора подумать, как уходить с должности

-Бродский-Cropped.jpg

У Зеленского осталось 2,5 года. Ему пора подумать, как он будет уходить с должности: под аплодисменты нации или убегать в женском платье.

Размышлениями на эту тему поделился Михаил Бродский, бизнесмен, экс-нардеп, статью которого опубликовало издание «Обозреватель».

«Пресс-марафон проявил один важный факт: общество переходит из клинической стадии зелёного романтизма в глубокую, депрессивную зелёную тоску. Вот такими разными могут быть психологические оттенки одного цвета. Новые социологические исследования неминуемо зафиксируют потерю влияния Владимиром Зеленским и, логично, «Слугой народа». Но для нас, граждан этой страны, ещё не всё потеряно… Да именно, для нас…

Объяснения просты: согласно конституционным полномочиям, нынешний президент останется у власти ещё около 2,5 лет и ничто не указывает на досрочные выборы. Более того, не стоит надеяться на перезагрузку власти вследствие очередного Майдана, так как воюющая страна, её экономика просто не вынесут столь мощного потрясения, о таком может мечтать только Путин. Следовательно, нравится нам или нет, но президент является если не главным, то очень важным администратором-распорядителем судьбы нашей страны на ближайшее время. От его решений, поступков, от прозрачности мыслей в его голове во многом зависит, как мы проживём эти 2,5 года, умрёт ли от коронавируса за этот период 55 тыс. украинцев, или пробьём новое дно, и это будет 150 тыс. наших братьев, сестёр, детей и родителей. Именно от Зеленского зависит, насколько мы отдалимся от НАТО и евроинститутов, захлестнёт ли Украину – вследствие нового витка гибридной войны – миллионная волна беженцев с Востока.

Тут мне важно донести суть происходящего: в нашей нынешней ситуации, когда разрушена институционная память власти, госсектор парализован «шмыгалём головного мозга», а политику парламента определяют кухарки и лифтёры – турбулентность главного бенефициара власти означает турбулентность для всей страны. Поэтому я решил описать, почему, по моему мнению, лидер монобольшинства сегодня зашёл в пике, и как избежать катастрофы.

Зеленский – в космосе, он оторван от реальности.

Это моё главное впечатление от пресс-марафона. Он не то, что не улавливает какие-то оттенки жизни людей, он очень сильно оторван от реалий. Приведу только один пример: Владимир Александрович считает, что страна очень хорошо подготовилась к очередной волне ковида. В качестве аргумента говорит – подготовлено 90 тыс. госпитальных коек, обеспеченных кислородом. Наверное, это много, но такие цифры из разряда советских «надоев на душу населения», и не раскрывают сути происходящего. А вот объективные данные: если анализировать смертность не в абсолютных единицах, а взять в процентах на 1 млн жителей, то Украина давно уже занимает первенство в мире. Журналисты «Обозревателя» посчитали, что в процентном выражении мы теряем больше людей, чем РФ, США и Индия вместе взятые.

Но это ещё не всё: мы первые в мире по официальной украинской статистике, но она лживая, заниженная. Так, каждый год в октябре ежедневно умирало примерно 1600 людей. Но в этом году, согласно данным Минюста, смертность составляла более 3000 граждан каждый день. Очевидно, что эти «1400+» смертей – это последствия пандемии. Но вы посмотрите на данные, публикуемые Минздравом: 600 смертей в день от COVID, 700, ну максимум 800. А от чего умирают остальные украинцы, смерти которых фиксирует Минюст? От радости жить в это счастливое время? Минздрав то ли сознательно, то ли вследствие непрофессионализма «не замечает» примерно половину смертей от коронавируса.

Вернёмся к койкоместам, которыми так гордится власть: Ляшко, а президент знает, что в небольших городках и сёлах к пенсионерам с температурой скорая зачастую не выезжает, советуя пить «калинку-малинку»? Им даже никто не диагностирует коронавирус. Умерли и умерли себе, не помогла «калинка». Также советую сравнить уровень смертности в больших городах и районных центрах, и тоже будете удивлены результатами: смею предположить, что количество умерших от короновируса в глубинке в несколько раз выше, чем в крупных центрах.

Ещё стоило бы поговорить о провале вакцинации. Кабмин не смог ни организовать процесс вакцинации, ни даже запустить информационную кампанию по этому поводу. Какие-то медийные потуги появились только в пик очередной волны пандемии в октябре, но было уже поздно, украинцы побежали вакцинироваться под шоковым влиянием статистики смертности. Другими словами: в результате профессиональной и слаженной работы Кабмина вообще и Минздрава в частности мы на одном из последних мест по вакцинации в Европе. Но слышали ли обеспокоенного по этому поводу Владимира Зеленского? Взял ли он на себя хоть толику ответственности за жизни людей? Я слышал только «средние надои по палате», и «Ляшко – молодец».

Теперь самое важное: почему президент оказался настолько оторванным от реальности?!

Моё личное мнение – из-за нарушения Конституции страны. Основной закон прямо запрещает делегировать президентские полномочия, а на практике всё было наоборот. Сначала временным поверенным в президентских делах стал Андрей Богдан, присев на ухо главе государства: будем откровенны, Богдан – единственный профессиональный управленец в этой команде, жаль только, что с рейдерскими повадками. Ему оказалось мало контроля над парламентом и правительством, на Банковой сразу же начали барражировать идеи укрепления фундамента Зе-власти, для чего в подчинении срочно понадобились и все силовики, включительно с новыми антикорупционными институтами, и суды, мэры и так далее. Заверните всё и подайте на блюдечке.

Но, случилось чудо – увольнение Богдана. Это самое лучшее кадровое решение, которое Зеленский принял в интересах страны. Ведь останься Андрей временным поверенным в президентских делах, и он бы выстроил моногосударство репрессивного толка, что отбросило бы страну в 2013 год. Глава государства этому невольно помешал, судя по всему – по каким-то личным причинам, не связанным с демократическими устоями. Так на смену профессионалу пришли аматоры: лучшие сотрудники «Квартала», родственники сотрудников, одноклассники, товарищи и товарищи товарищей, земляки и бывшие коллеги по КВН. Все эти честные люди быстренько расселись по кормовым направлениям, о существовании которых вчера даже понятия не имели. Конечно, все эти новые лица пришли реформировать страну: кто в парламентском комитете, кто – в министерской должности, другие – заняли более приземлённые кресла в госбанках, госпредприятиях и так далее.

Кстати, кадровая политика «Слуги» стала продолжением заочной дискуссии двух известных политиков: сначала Наполеон заявил, что кухарка не может управлять государством, а через столетие ему возразил Ленин, настаивая на обратном. Украинская моновласть как раз построена на ленинском тезисе, отрицающем значение опыта, знаний, преемственности и даже здравого смысла. Человек, желающий войти в историю с такими же рейтингами, с какими пришёл во власть, не может и не должен вести столь недальновидную кадровую политику, при условии… конечно, что он делегировал эту функцию другим людям под другие задачи. И эти люди старательно поддерживают радужную картинку мира, в которой количество койкомест стремительно растёт, все лидеры мира мечтают общаться с новыми лицами, а МВФ засыпает Украину деньгами. Если кто-то пытается сказать что-то против, то его, как Бутусова, сразу же предают анафеме… То есть пристальному изучению правоохранительными органами.

Да, кстати, давно хотел спросить, почему сразу два зама главы Офиса курируют судебно-силовой блок? Смирнов и Татаров. Я отвечу: они в четыре руки звонят правоохранителям, судьям, требуя нужных решений. Эти два господина из прошлого, судя по всему, уже давно создали феномен искусственной справедливости, управляемый нажатием адресной строки в телефонной книжке.

Онкомаркер власти.

Я лично считаю важным параметр, замеряющий здравость рассудка власти – это свобода слова. Ведь в своё время я отсидел, не согласившись отдать «Киевские ведомости» Кучме. Я длительное время воевал с одиозным министром внутренних дел Кравченко, печально известным своими «орлами», убивавшими людей, в том числе – и журналиста Георгия Гонгадзе. Если бы киевляне не избрали меня, сидящего в Житомирском СИЗО, народным депутатом, то дальнейшая судьба была бы печальной.

Поэтому вынужден обратить внимание, что у президента очень непростые отношения со свободой слова. Зеленский нетерпим к критике, она буквально выводит его из себя. На том знаменитом марафоне он много раз повторил «вы врёте» в глаза журналистам, при чём – на весьма безобидные фразы. Это говорит о том, что медиа время от времени пробивают этот кокон информационного комфорта, который вокруг Зе выстроило его окружение. Правда часто ранит, но у главы государства на нее суперчувствительная реакция. Поэтому окружение предпринимает полуфеодальные попытки разобраться с неугодными СМИ, реакция на честную позицию Юрия Бутусова – только один из примеров.

Кстати, я не зря упомянул о моих отношениях с Кравченко и Кучмой. Мне тут стали подозрительно часто передавать от вас приветы. Хочу сказать, что я вас не боюсь, и не таких видел. Предупреждаю, не трогайте детей, семью. Потому что все под Богом ходим, и он неустанно следит за балансом справедливости.

Отмотать срок.

Для политика президентского уровня важно не только победить, но и достойно, с честью уйти. Помните, как по баррикаде Майдана 2004 взобрался на Банковую Виктор Ющенко, и как позорно, поджав хвост, уходил оттуда. Именно при нём, герое революции, расцвели многие коррупционные схемы, от «Росукрэнерго» до ЕДАПСа с его бланками строгой отчётности. Ющенко – наглядный пример государственного деятеля, жёстко деформированного искушениями, своим окружением, а также нежеланием/неспособностью руководить страной. При Ющенко каждый раз находился какой-то Балога, у его преемника Януковича – был Саша Стоматолог, который де-факто управлял многими процессами в стране. ЕДАПС как индикатор коррумпированности страны развивался, и казалось уже, что ЕДАПСовские голограммы будут печатать даже на туалетной бумаге.

Когда Янукович ещё баллотировался, конкурируя с Тимошенко, я говорил, что это будет выбор между «Большой клизмой» и «Гамбургером с дерьмом». К сожалению, чуда не случилось, и мы все помним, что «клизма» позорно бежала из страны, предварительно вывезя все награбленное.

По баррикаде второго Майдана в президентский кабинет взобрался Пётр Порошенко. Он, конечно, власть никому не делегировал; наоборот, иногда казалось, что руководит даже ЖЭКами и всеми госпредприятими. Но парадокс не в этом: политик, набравший в первом туре более 50% голосов избирателей, через пять лет стал для них разочарованием, проиграв кампанию стендаперу – комику.

И тут приходит новый честный президент – слуга народа. И вместе с ним много честных лифтёров. Например, Давид Арахамия, который на прицепе своей алчности вот уже второй год тянет тот же ЕДАПС, пытаясь запихнуть его в разные дыры. Вот спросите у Арахамии, сколько раз он летал в Эмираты на встречу с собственником ЕДАПСа, беглым Юрием Сидоренко? Я уже слышал версию, что «Девид Браун» даже вмешался в историю с государственным переворотом, «всунув» туда бывшего совладельца ЕДАПСа Василия Грицака, поскольку тот поссорился с Сидоренко.

2,5 года пройдут быстро, и Владимиру Зеленскому пора подумать, как он будет уходить с должности:

  • с достоинством, под аплодисменты нации;
  • с поникшей головой;
  • или же убегать в женском платье, как Керенский.

Сегодня многие источники рассказывают о разрабатываемом сценарии «Второй срок», для чего планируется – вопреки Конституции – поменять очередность выборов: сначала провести президентские, раскрутив рейтинг Зе, а потом на маховике популярности завести в Раду новых лифтёров, кухарок, фотографов и тамаду. Я понимаю, зачем это окружению, являющемуся бенефициаром управления светлой и тёмной сторонами государства, но никак не возьму в толк, почему на это ведётся сам Зеленский. Мы видим, насколько тяжело ему играть президента, он выглядит уставшим. И как здравый человек, он должен понимать, что второй срок не решит его нынешних проблем, а наоборот – усугубит их: для победы необходимо будет сделать немало шагов, сомнительных, мягко говоря, с точки зрения законности, да и команда сидеть сложа руки не будет, инкассируя полномочия по всем направлениям. По сути, речь идёт только об оттягивании неизбежного – завершения каденции и начала активного общения со следователями НАБУ, ГБР, ОГП и так далее. Я уже не говорю о том, что нужно иметь стальные нервы, наблюдая, как гончаруки, шмыгали и другие кухарки убивают экономику. Я даже придумал обобщающее понятие для них: на реформаторов они конечно не тянут, их стоит называть деформаторами, тем более, этот термин отвечает сути процесса: деформирование экономики, процессов, в ней происходящих.

Я хочу предложить политический формат, при котором Зеленский действительно будет вписан в историю страны большими буквами. Советов два.

Во-первых, сдержать обещание и не идти на второй срок, а за оставшееся время провести конституционную реформу, основой которой станет идея избрания президента в парламенте с преобразованием страны в де-факто парламентскую республику. Многие демократические государства Европы прошли этот путь, что обеспечило им стабильность и прогрессивное развитие. Не может быть коллективного Кучмы, коллективного Януковича, парламентская процедура принятия решений подразумевает задействование более демократических механизмов, чем силовая монополия Банковой (в независимости от имени президента). Если Зеленский проведёт конституционную реформу, этому не возрадуются Тимошенко с Порошенко, Бойко с Медведчуком, но мы ведь не сильно мечтаем видеть их президентами?! Но зато потомки действительно скажут спасибо, а украинская политика получит реальный шанс на омоложение, но не кухарками, а профессионалами и патриотами.

В рамках конституционной реформы также стоит вернуть украинцам украденную возможность более частой ротации власти. Во всём цивилизованном мире депутатов и президента избирают на четыре года, на пять–семь лет приходят к власти главным образом политики в тоталитарных государствах. В Украине парламентарии избирались тоже на четыре года, но потом им добавили год в качестве взятки.

Во-вторых, на протяжении 2,5 лет каденции Зеленский может провести несколько качественных реформ в стране, например – системы здравоохранения. Достаточно ввести небольшой медицинский сбор – по типу военного – на уровне 2–3%, и в Украине будут совершенно другие больницы, врачи перестанут быть нищими попрошайками. Да, поначалу кто-то поропщет по этому поводу, но в итоге через время все скажут спасибо. Сегодня медицина полностью описана в народной мудрости: «лікувався задарма – дарма лікувався».

Так уж получилось, что многие хорошие изменения называют непопулярными. Потому что большинство людей – в силу разных причин – не могут определить, что им хорошо, а что плохо. Вот спросите граждан, нужно ли вводить медицинский сбор, получите ответ – нет. Но при этом большинство украинцев молча платят крупные взятки врачам, – и для них это нормально. При чём это не копейки, а часто тысячи и десятки тысяч долларов. Если мы хотим построить европейское государство, не всегда нужно делать популярные, то есть – популистские шаги. Вот ещё пример: стоит повысить штрафы за нарушение ПДР, особенно за вождением в пьяном виде. Это спасёт несколько тысяч жизней в год, а ещё нескольким десяткам тысяч позволит избежать травматизма. Спросите родственников многочисленных жертв, погибших в мажорных ДТП в Харькове, хотели бы они получить шанс спасти близких… Ответ очевиден. Но спросите других харьковчан, стоит ли вводить уголовную ответственность за пьяное вождение, их реакция тоже будет прогнозируемой… Зеленский в прошлом году испугался криминализировать управление транспортом в нетрезвом виде именно по этой причине. А ещё и потому, что «слуги» и сами любители выпить за рулем, и неоднократно попадали в скандалы.

Кстати, г-н президент, а почему дело Трухина до сих пор не в суде? И почему силовики прячут видео, доказывающее, что именно он сидел за рулем? А также почему спустя два года после ДТП с Николаем Кулебой, уполномоченным по правам детей, который сам нарушил право своих детей на безопасность, пересекая перекрёсток в стиле знаменитой харьковской Зайцевой, так и не завершено расследование? И правда ли, что прокуратура пытается всячески замять это дело?

Непопулярных, то есть полезных, качественных реформ должно быть много. Я даже готов, чтобы ради этого легализировали каннабис. Ведь эта тема столь затребована у депутатов.

Кстати, снижать влияние олигархов на экономику – тоже реформа. Только её нужно делать чистыми руками. Как говорит древняя мудрость, не стоит бросаться камнями, если у тебя стеклянная крыша.

2,5 года осталось у Зеленского. За это время можно запустить принципиальные изменения в стране, оздоровить экономику и финансовую систему, позакрывать самые крупные теневые схемы, навести порядок на таможне… Можно многое, но тут вопрос в том, готов ли президент изменить своё отношение к происходящему: хотелось бы услышать положительный ответ, потому что это 2,5 года жизни нашей страны, наших возможностей и перспектив. 2,5 года, Карл.

P.S. Сегодня – это благополучие для всех, как завещал великий Эрхард?».

Больше новостей в нашем Telegram-канале: https://t.me/joinchat/UtNeW3LzPmqqxBod

Обсуждайте новости в нашем телеграм чате: https://t.me/onoduachat

scroll to top