Характерными чертами современной украинской дипломатии являются, увы, лизоблюдство перед заокеанским Хозяином и базарное хамство в отношении многих других государств, даже таких дружественных, как Белоруссия и Грузия.
Подобная ягодичнорукость проявляется и в тех случаях, когда пытаются сделать правильные по замыслу дипломатические шаги. В результате наносится вред интересам Украины. Из этого ряда и нынешняя стычка с Никарагуа, государством в Центральной Америке.
В чём суть дипломатического конфуза? В аннексированном Крыму намерены открыть почётное консульство Никарагуа, а на пост главы представительства выдвигается участник российской аннексии Крыма Олег Белавенцев.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба тут же сообщил: «Нам стало известно, что, к сожалению, вопреки предупреждению Украины, правительство Никарагуа официально назначило почётного консула в Автономной Республике Крым, которая временно оккупирована Российской Федерацией». Тем самым, власти Никарагуа совершили недружественный шаг в отношении Украины.
«Особенно кричащим и наглым» Кулеба назвал то, что на должность «почётного консула» назначен некий Олег Белавенцев, который в 2019 году был заочно осуждён на 13 лет лишения свободы за посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины.
Министерство иностранных дел Украины уже направило ноту правительству Никарагуа с требованием отменить это незаконное назначение, идущее вразрез с законодательством Украины и международным правом.
Но это не всё. Если со стороны Никарагуа правильной реакции не будет, то Украина начнёт применять санкционные механизмы.
И тут Кулебу понесло, хотя выглядел он абсолютно трезвым. Министр с солдафонской загадочностью заявил, что «если и это не подействует, я хочу заверить, что мы готовы принять ещё более жёсткие меры по защите территориальной целостности и суверенитета Украины».
Попробуем разобраться в украинско-никарагуанской дипломатической заварушке.
Более двадцати лет в прошлом веке Соединённые Штаты Америки оккупировали Никарагуа. Затем наступили многие десятилетия господства ставленника США Сомосы и его сыновей. Одному из американских президентов приписывают слова, ставшие нарицательными: «Сомоса, конечно, сукин сын. Но это наш сукин сын».
В 1979 году в стране побеждают левые силы, Сандинистская революция. Сомоса №3 бежит из страны. С тех пор (с перерывами ) государством руководит президент Даниэль Ортега, которому сейчас 74 года.
Нынешняя нота украинского МИДа является абсолютно правильной с точки зрения защиты национальных интересов нашего государства. Но дальнейшие комментарии министра иностранных дел Дмитрия Кулебы, мягко говоря, попахивают настоящей зрадой, то есть предательством.
Чьи-то действия на территории аннексированных Крыма и Севастополя являются с точки зрения международного права и законов Украины никчемными, то есть не несущими никаких юридических последствий. Тогда по какому праву один из лидеров украинской дипломатии начинает рассуждать о фигуре «почётного консула»? Не нравится ему личность этого «консула». А если бы другого назначили, кого-то поприличней? По логике Кулебы выходит, что тогда был бы предмет для обсуждения. Господин министр вообще соображает, что несёт?
(Кстати, «Радио Свобода» уточняет, что заочный приговор этому самому Олегу Белавенцеву, вынесенный полтора года назад, ещё не вступил в законную силу, потому что до сих пор украинская судебная власть не удосужилась провести апелляционное рассмотрение дела.
А теперь сравните эту ситуацию с уголовным делом (делами) в отношении Михаила Саакашвили. Дружественная нам Грузия вынесла обвинительный приговор в отношении этого гражданина, который давно вступил в законную силу. А украинские власти — при разных президентах — ничтоже сумняшеся, не только не выдают Саакашвили Грузии, но и цинично назначают его на высокие государственные должности в Украине.)
И насчёт введения — «санкционных механизмов» — Кулебу можно понять.
Вроде бы это всё, что существует в дипломатическом арсенале Украины? Но неуёмный министр, оказывается, приберёг в загашнике «ещё более жёсткие меры». Нам с вами остаётся только догадываться, что бы это могло быть.
Во-первых, можно замыслить и провести спецоперацию по задержанию и доставке на подконтрольную Украине территорию этого Белавенцева.
Во-вторых, поскольку дипломатические увещевания со стороны Украины на власти Никарагуа могут не подействовать, то, вероятно, министр Кулеба предложил коллегам-военным план по высадке украинского десанта на никарагуанской территории. По воздуху либо водным путём.
Только в обоих случаях обязательно, чтобы Кулеба, экипировавшись, лично действовал в первых рядах спецназа.
А ещё лучше — не строить из себя, как господин Кулеба, слишком крутого вояку и не загаживать правильные дипломатические шаги словесным бредом.
Борис Штейнберг.
P.S. Соединённые Штаты Америки, хотя и продолжают враждовать с руководством Никарагуа, много лет остаются основным импортёром и экспортёром в экономических отношениях с этой страной. Так что президент Трамп может не захотеть предоставить парочку самолётов или подводных лодок украинскому десанту.