Украина легализовала «воров в законе». В натуре

106091353_fist-Cropped.jpg

Народный депутат Владимир Вятрович не наш с вами герой. Но он совершенно прав, когда предлагал «изъять из текста законопроекта конструкции, которые не имеют правовой определённости, а также уголовный жаргон, в частности, слова «вор в законе».

Речь идёт о законе, на днях принятом Верховной Радой, который путём изменений в Уголовный кодекс и др. призван усилить борьбу с организованной преступностью.

Этот законопроект был предложен Президентом Украины, тем не менее, Главное юридическое управление Верховной Рады ранее высказало по нему ряд существенных замечаний.

Так, правоприменительная практика до сих пор испытывала трудности с термином «преступная организация». Введение же в уголовное право дополнительного понятия «преступное сообщество» создаст ещё большую путаницу.

Да, учёным-юристам это даст стимул для многолетних научных дискуссий, написания статей, монографий и диссертаций. Но что в это время делать следователям и судьям?

Юристы Верховной Рады категорически возражали против проникновения в законотворчество понятий криминального мира и уголовного жаргона. Речь идёт, в частности, о «ворах в законе». Специалисты в юриспруденции справедливо полагали, что имеющихся терминов вполне достаточно, чтобы не одалживать такое словосочетание у преступной среды, не популяризировать его.

В свою очередь, в пояснительной записке авторы законопроекта ссылались на удачный опыт Грузии в борьбе с «ворами в законе», а замминистра МВД Антон Геращенко в своих комментариях также сослался на опыт Грузии и … России в этом деле, не убоявшись попасть в чёрный список курируемого им сайта «Миротворец».

Грузинский и российский опыт, конечно же, может оказаться полезным. Но надо же и свою голову иметь.

В качестве гениального хода в борьбе с авторитетами грузинского преступного мира приводят ситуацию, когда «вора в законе» при допросе спрашивают, является ли он таковым. И вор в законе оказывается якобы в ловушке: утвердительный ответ отправит его на долгие годы за решётку; отрицательный, мол, навечно опозорит  перед преступным сообществом.

А если просто помолчать и не молоть языком?  Это и с 63-й статьёй Конституции Украины, которая позволяет не свидетельствовать против себя, и с понятиями уголовного мира согласуется. Достаточно вспомнить разъяснение Ручечника Жеглову о том, что он — вор в законе и лучше помолчит: «Здоровее буду».

Это оперативные службы наших многочисленных правоохранительных органов должны изучать ситуацию в преступном мире изнутри: кто там «вор в законе», кого раскороновали, за что и т.п. Такие наблюдения обязательно помогут им в работе, то есть в борьбе с этим злом. Но выводить «воров в законе» на официальный государственный уровень — это постыдно.

Президент ещё не подписал «свой» закон. Рассчитывать, что он предложит Верховной Раде убрать формулировку о «ворах в законе» не приходится. Хотя, как дипломированному юристу, Владимиру Александровичу вполне по силам осознать вред для общества и государства легализации «воров в законе».

Борис Штейнберг.

scroll to top