В последнее время широкий резонанс и большую напряжённость создают новости о распространении в мире оспы обезьян (Monkeypox).
Насколько страшна такая болезнь человека? Своё мнение высказала украинский врач-инфекционист, доктор медицинских наук, профессор Ольга Голубовская в Facebook.
«Ещё в XIX веке исследователи описывали заболевание у обезьян, протекавшее с обильной пустулёзной (гнойничковой) сыпью и заметной летальностью. В 1958 году в Копенгагене вспыхнуло подобное заболевание у обезьян, привезённых из Сингапура. Вирусологические исследования обнаружили поксвирусы, которые отличались от вируса оспы и коровьей оспы.
В 1970 году у девятилетнего пациента в Заире (ныне Конго) был описан первый случай оспы обезьян. Болезнь была несколько похожа на находящуюся в стадии ликвидации натуральную оспу, далее заболевание обнаруживалось в Кот-д’Ивуаре, Либерии, Нигерии и Сьерра-Леоне и ограничивалось тропическими лесами Центральной и Западной Африки до 2003 года, когда были зарегистрированы первые случаи в США, которые протекали нетяжело. Всего заболело 47 человек, все заразились от импортированных экзотических животных, особенно домашних луговых собачек (семейство грызунов), — пишет инфекционист.
В 2021 году в Далласе и в Мэриленде были зарегистрированы два случая оспы обезьян у путешественников из Нигерии. И вот в мае этого года Великобритания сообщила уже о 20 случаях оспы обезьян, причём первый из них опять-таки обнаружен у больного, прибывшего из Нигерии. Была доказана семейная передача заболевания, включая маленького ребёнка. Однако особую обеспокоенность вызывают местные случаи передачи среди двух не связанных между собой групп, в том числе среди геев и бисексуалов.
18 мая 2022 года департамент общественного здравоохранения штата Массачусетс также объявил о подтвержденном случае обезьяньей оспы у взрослого мужчины, недавно посетившего Канаду.
Клиническое течение заболевание может быть доброкачественным с небольшими высыпаниями и достаточно тяжёлым с массивной сыпью, мультиорганными поражениями, дыхательной недостаточностью, кератитами, изъязвлениями роговицы, слепотой, энцефалитом и летальностью до 10%. Характерным является увеличение разных групп лимфоузлов, причём иногда это происходит до начала клинических проявлений, сыпь часто нагнаивается и оставляет рубцы, хотя и не такие грубые, как при натуральной оспе. Длительность заболевания – две – четыре недели. Передаётся болезнь воздушно-капельным путём, контактным, вертикальным (от матери к ребёнку), половой путь пока не доказан.
Источником инфекции и восприимчивыми к заболеванию являются не только обезьяны, но и некоторые виды других животных, в частности, грызуны. Описаны внутрибольничные и внутрилабораторные случаи заражения.
Ранее болели преимущественно дети до 16 лет, среди них и была основная летальность.
Почему такой резонанс и напряжённость от данной ситуации сейчас? По мнению профессора Голубовской, во-первых, ликвидация натуральной оспы и отмена вакцинации против неё способствует внедрению других поксвирусов от животных в человеческую популяцию.Во-вторых, по оценкам, на сегодняшний день менее одного из трёх человек имеют иммунитет к натуральной оспе, а многократные пассажи вируса через организм неиммунного человека могут придавать ему новые патогенные свойства, более агрессивные (как пример – SARS-CoV-2), и мы можем вернуть человечеству другую оспу в новом виде.
В-третьих, средств противовирусной терапии в настоящее время нет, хотя FDA утвердило недавно лекарство для лечения натуральной оспы – Tpoxx. Будет ли оно или другие средства для лечения натуральной оспы (например, метисазон) эффективным – большой вопрос.
В-четвёртых, действительно быстро распространяется за всё время наблюдения.
Поэтому, видимо, ВОЗ и созывает экстренное совещание (достаточно оперативно, если сравнивать с реакцией на COVID), учитывая удвоение случаев оспы обезьян в Англии за буквально несколько дней, появление её в Канаде и странах Европы.
Один из главных обсуждаемых вопросов – возможность использования вакцины против оспы производства Bavarian Nordic Jynneos. Она содержит живой ослабленный вирус коровьей оспы, не способный к репликации в организме человека, но вызывающий сильный иммунный ответ. Это единственная одобренная FDA вакцина против оспы и оспы обезьян для невоенного применения. Если человек получает прививку в течение четырёх дней после возможного заражения, это может на 85% снизить риск тяжёлого течения.
Из хорошего: вспышки Monkeypox, по крайней мере ранее, хорошо поддавались контролю. Кроме того, на сегодняшний день нет данных о том, что одной лишь передачи инфекции от человека человеку достаточно для поддержания инфекции в популяции людей. Геном вируса достаточно стабилен, иммунитет стойкий и перекрёстный с другими поксвирусами.
«Так что пока без паники, но готовиться надо. Всем здоровья, физического и психического», — резюмирует Голубовская.
По мнению председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования Михаила Радуцкого в Facebook, в настоящее время ситуация с распространением оспы обезьян в мире не выглядит слишком угрожающей, однако есть риски мутации вируса, что может привести к более серьёзным последствиям.
«Ожидаем рекомендации от Всемирной организации здоровья, как противодействовать распространению обезьяньей оспы, и вместе с Минздравом готовим соответствующие мероприятия», — отметил Радуцкий.
Как сообщала Одесса News, в марте 2022 года профессор Голубовская высказала мнение, что «вскоре после разрушенной инфраструктуры и хаотичного перемещения огромных масс населения ухудшится эпидемиологическая обстановка в связи с ростом инфекционных заболеваний, и не только в Украине.»
Больше новостей на нашем Telegram-канале: https://t.me/joinchat/UtNeW3LzPmqqxBod