В сентябре 2019 года судно Bourbon Rhode, из 14 членов экипажа которого десять — украинцы, в том числе жители одесского региона, затонуло во время шторма в Атлантическом океане. Спасти удалось троих моряков, в том числе двух украинцев.
Почему погибли украинские моряки с Bourbon Rhode? Ответ можно найти в отчёте Министерства транспорта Люксембурга, проанализированный специалистами Благотворительной ассоциации «Ассоль».
Универсальный буксир Bourbon Rhode (IMO 9356359, флаг Люксембурга) 17 сентября 2019 года в 22:36 отправился через Атлантический океан от Канарских островов в порт Джорджтаун, Гайана. В ежедневном отчёте того же дня 12:00 LT указано расчётное время прибытия (ETA) 4 октября 2019 года в 04:00. В экипаж входили десять украинских моряков и по одному гражданину Хорватии, России, ЮАР и Филиппин. Но, на пути судна встал сокрушительный ураган «Лоренцо» с ветрами до 110 узлов. Bourbon Rhode не изменил курса, который должен был пройти в пределах 35 морских миль от эпицентра. Маленький буксир и его экипаж оказались один на один со стихией.
26 сентября в 07:50 Bourbon Rhode отправил сигнал бедствия через GMDSS (Global Maritime Distress and Safety System — международная система аварийной связи). Экипаж активировал свой EPIRB 15 минут спустя (Emergency Position Indicating Radio Beacon — Морской аварийный радиобуй). В 08:45 капитан судна сообщил в головной офис, что на судне произошло затопление машинного отделения. «У нас больше нет двигателя, они все выключены. Вся команда собрана, готова и в режиме ожидания … Спасательные плоты невозможно спустить на воду, очень бурное море, волнение [30 футов] или более», — написал капитан в 09:45.
Bourbon Rhode затонул в центральной части Атлантики. Последний отчёт AIS о местоположении судна был получен в 12:43. Как выяснилось позднее, судно затонуло за 13 минут.
Bourbon Rhode находился почти в 1000 морских миль от ближайшего берега. Весь мир с замиранием сердца наблюдал за поисково-спасательной операцией, сопереживая родным и близким моряков. Ежедневные полёты над вероятным местом крушения судна выполняли самолёты Falcon 50, принадлежащие военно-морским силам Франции, и самолёт береговой охраны США C130 Hercules. В поисках были задействованы военные корабли, а также коммерческие суда, которые находились в ближайших к месту чрезвычайного происшествия районах.
Из 14 членов команды Bourbon Rhode лишь троим морякам удалось спастись. Два украинца и россиянин провели трое суток без пищи, воды и сна. 28 сентября, через два дня после катастрофы, команда судна «Piet», участвовавшего в спасательной операции, подняла трёх выживших со спасательного плота. Тела ещё четверых членов экипажа были обнаружены спустя несколько дней. Семеро моряков так и не были найдены.
В отчёте говорится, что окончательные выводы о том, почему судно затонуло на пути между африканским и южноамериканским побережьями 26 сентября 2019 года, будут сделаны только на более позднем этапе расследования. Сегодня выжившие свидетельствуют: плавсредство не было готово для океанского перехода. Недостатки были настолько серьёзными, что старпом скорее ушёл бы в отставку, чем рискнул бы начать рейс. Об этом говорится в промежуточном отчёте Министерства транспорта Люксембурга о причинах аварии. В отчёте о затоплении все трое cпасённых свидетельствовали, что были удивлены плохим состоянием судна. Один из выживших заявил, что старпом был обеспокоен тем, что техническое состояние Bourbon Rhode не позволит ему пересечь Атлантику.
«Первоначально нанятый старпом покинул верфь из-за плохого состояния судна. Его сменщик также жаловался на общее состояние Bourbon Rhode», — говорится в документе.
Согласно отчёту государства флага, некоторые из «работ, которые планировалось провести на верфи, не были выполнены из-за недостающих материалов или инструментов», а выживший сообщил при расследовании государства флага, что «старший механик доложил капитану перед отбытием о том, что судно не было полностью готово к запланированному рейсу из-за предстоящего ремонта и технического обслуживания».
Люк в крыше машинного отделения не ремонтировался во время постановки в сухой док, и, как сообщается, вода просачивалась через люк в машинное отделение. Проблему пытались устранить «на ходу».
Буксир для обработки якорей был оборудован системой, называемой «челюсти акулы» (shark jaws), установленной в кормовом отсеке Z-Drive для закрепления цепей или тросов во время операций по установке якорей. Во время работы вода с палубы может попадать в водонепроницаемую раму, которая имеет три сливных патрубка на нижней пластине. Когда они не используются, «челюсти акулы» опускаются в раму корпуса и находятся на одном уровне с палубой.
Расследование показало, что при неблагоприятных обстоятельствах количество воды, проникающей в отсек, вероятно, увеличится до точки, когда при отсутствии внимания или без присмотра в течение определённого периода времени может развиться небезопасное состояние и привести к затоплению.
По словам выживших, неисправности системы трюмной сигнализации были обычным явлением, и бывшие члены экипажа заявили, что это имело место во время предыдущих рейсов судна. Тем не менее, даже после продолжительного ремонта техническое состояние судна по-прежнему оставалось неудовлетворительным: переход через Атлантику был исключительно рискованным мероприятием.
Шестерых наших соотечественников – Андрея Измаильского, Александра Коршикова, Вячеслава Ковальчука, Евгения Мельгунова, Олега Кравца и Дмитрия Козырева так и не нашли. Также среди пропавших и гражданин Хорватии, капитан Дино Мискич.
Кстати. AHT BOURBON RHODE (Флаг Люксембург, IMO 9356359)
• Bourbon Services Luxembourg Sàrl, компания, на которую судно было зарегистрировано в Торговом реестре Люксембурга;
• Bourbon Marine & Logistics (Марсель, Франция), бербоут-чартер;
• Bourbon Offshore Greenmar (Бамбус, Маврикий), судовой менеджер судна.
Фото fleetmon
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://t.me/joinchat/UtNeW3LzPmqqxBod — будьте в курсе важнейших событий.