Получение Украиной статуса кандидата в члены ЕС: иллюзий никто не питает

123-63-1024x683-1.webp

Ровно за четыре месяца после начала полномасштабной войны, которую Россия развязала 24 февраля, Украина получила статус кандидата на членство в ЕС.

За это проголосовали все без исключения лидеры 27-ми стран Евросоюза на саммите в Брюсселе.

Что дальше ожидает Украину? На этот вопрос попробовало ответить издание ТСН.

Как пишут аналитики издания, полномасштабная кровавая война, которую развязала Россия, не только не затормозила наше евроинтеграционное продвижение, а наоборот его ускорила. Ещё никогда в истории так быстро страна-аппликант не проходила путь от подачи заявки до получения статуса кандидата. Вернее, ещё никогда в истории европейская бюрократия не работала так быстро.

Если сравнить, что об этом саммите лидеров стран ЕС говорит западная и украинская пресса, то можно увидеть разительную разницу. Мы пишем об исторической победе Украины, а европейские медиа фокусируются на условиях, в которых Украине предоставили статус кандидата.

О чем идёт речь? Дело в том, что не все страны поддерживали предоставление Украине статуса кандидата. И речь даже не о Франции и Германии, которые исповедовали политику умиротворения Путина, поэтому блокировали и блокируют предоставление Украине ПДЧ в НАТО, и боялись даже говорить о временных рамках нашего возможного вступления Украины в ЕС. Собственно, Эммануэль Макрон и Олаф Шольц окончательно изменили свою позицию только после визита в Киев на прошлой неделе.

Однако и без них у ЕС хватало скептиков. Все мы с удивлением узнали, что, например, Нидерланды, Швеция и Дания были против предоставления Украине статуса кандидата вроде бы авансом, учитывая ряд реформ, которые ещё предстоит внедрить. Другая группа стран не хотела ставить Украину впереди Западных Балкан, которые уже долго ждут своей очереди вступления. Сам саммит ЕС 23 июня так и не смог разблокировать этот вопрос – Албания и Северная Македония всё ещё в листе ожидания, не говоря уже о других балканских странах.

Другие приводят пример Хорватии, которая от получения статуса кандидата до полноценного членства в ЕС прошла путь в 10 лет. И Хорватия, кстати, стала последней страной, которая в 2013 году присоединилась к ЕС. С тех пор новых членов блок не принимал.

Американский телеканал CBS указывает, что Украина уже выполнила почти 70% требований, предусмотренных Соглашением об ассоциации и зоне свободной торговли. Однако до сих пор есть вопросы верховенства права и борьбы с коррупцией.

Как отмечает Bloomberg, статус кандидата лидеры 27 стран-членов ЕС предоставили Украине авансом при условии выполнения длинного перечня условий Еврокомиссии, касающихся в основном судебной и антикоррупционной реформ.

Не секрет, что, рекомендуя предоставить Украине статус кандидата, Еврокомиссия сделала это с рядом предохранителей. В нашем случае их семь. И, как сказала в интервью ТСН.ua вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина, все они так или иначе касаются антикоррупционных реформ (назначение руководителей САП и НАБУ, – ред.) и верховенства права.

Их мониторинг – декабрь 2022 года. Но если война не закончится, дедлайн могут продолжить. А вот если Украина не выполнит взятые на себя обязательства, ЕС оставляет за собой право вообще отозвать статус кандидата.

Как отмечает издание, иллюзий в Киеве никто не питает. Получение статуса кандидата, открывающего нам доступ в фонды ЕС на сотни миллиардов евро, ещё не означает, что уже завтра ЕС официально начнёт с нами переговоры по членству. Хотя европейские дипломаты отмечают, что как раз в этом вопросе всё будет действительно зависеть от добросовестного выполнения Украиной указанных в списке Еврокомиссии реформ.

А вот решение о вступлении Украины в ЕС, то есть путь от открытия переговоров к реальному вступлению, может занять годы, если не десятилетие. Об этом, в частности, публично говорил Эммануэль Макрон. То есть, даже, если Украина выполнит все условия, внедрит все реформы, искоренит коррупцию и станет образцовым во всех смыслах кандидатом, это сугубо политическое решение.

Например, издание Politico пишет, что даже со статусом кандидата возникает вопрос, насколько Украина в принципе сможет ещё просуществовать (выстоять), чтобы присоединиться к ЕС, потому что война продолжается. По словам ассоциированного эксперта Совета внешней политики «Украинская Призма» Виктории Вдовиченко, которая находится в Брюсселе, страх перед Путиным в некоторых европейских столицах остаётся.

«Во время нашего визита в Брюссель нас спросили: когда вы наконец-то сядете за стол переговоров с Россией? Благодаря ВСУ, политикам, дипломатам, гражданскому обществу, волонтёрам, акциям в поддержку Украины в ЕС и протестным движениям изменилось восприятие Украины. Мы, эксперты, это почувствовали во время встречи, например с членами Европарламента, ещё год назад такой риторики мы вообще не слышали, а здесь были три основных тезиса: мы солидарны с вами, Украина должна выиграть, мы будем вас и дальше поддерживать», – рассказывает Вдовиченко.

Когда Украина хлопнула дверью, отрезав, что не сядет за стол переговоров с Россией, в Европе зазвучали голоса, что победой Украины будут считать возвращение к границам 24 февраля. Европейских лидеров можно понять: цены на топливо на заправках растут, отопительный сезон приближается, а газ будет или нет вообще непонятно. Однако это не европейцы умирают в поле боя. И если уж садиться за стол переговоров с Россией, то только с позиции силы.

Украина согласилась с тем, что не станет членом ЕС по ускоренной процедуре. Мы не отказываемся от необходимости введения реформ. Однако путь к членству в ЕС не должен повторить путь стать членом НАТО или хотя бы получить ПДЧ, когда Украине в течение многих лет рассказывали, что членство в Альянсе равно антикоррупции. Полномасштабная война, которую Путин развязал против Украины 24 февраля, наглядно продемонстрировала, какие именно европейские политики по уши замазались в коррупционных сделках с россиянами.

Поэтому после получения статуса кандидата мы должны работать ещё больше, чтобы путь к членству в ЕС действительно не растянулся на десятилетие. А Евросоюз должен наконец-то принять очевидную реальность: как бы кому-то не хотелось называть это войной исключительно России и Украины, Евросоюз уже де-факто в войне с Россией. Германии придётся наконец-то отказаться от своей Ostpolitik, базирующейся на приближении России к Европе, а Франции – от политики балансировки интересов США за счёт заигрывания с Россией.

Центр стратегических коммуникаций и информационной безопасности вместе с офисом Вицепремьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Еленой Стефанишин, подготовил инфографику Кандидатство в ЕС — что это даст Украине»

Как сообщала Одесса News, Президент Украины Владимир Зеленский обратился к участникам саммита ЕС после предоставления Украине статуса кандидата в членство.

Больше новостей в нашем Telegram-канале: https://t.me/joinchat/UtNeW3LzPmqqxBod

scroll to top