Фермерство в Одесской области: разоряться или обновлять технологии

630_360_1626104461-884-Cropped.jpg

Климатические изменения диктуют аграриям выбор: обновлять технологии или разоряться.

К такой альтернативе пришёл Анатолий Полевой, академик, заведующий кафедрой агрометеорологии Одесского экологического университета в интервью Укринформу.

— Давно ожидаемый запуск рынка земли в Украине совпал с осложнением климатических условий выращивания зерновых, масличных и других культур в южных областях. Аномальная жара на Одесчине чередуется с ливнями, мешая аграриям собрать урожай колосовых, часть которых уже полегла под шквальными ветрами. Это временные явления или признаки постепенного перехода в зону полупустынного климата?
Полагаю, условия страды 2021 года – яркое подтверждение того, что климатические изменения происходят вовсе не постепенно, а скорее скачкообразно. Причём иногда опережая наши способности к адаптации, что может привести к серьёзным потерям озимых зерновых и других культур. В минувшем году уже понесли серьёзные убытки фермеры Килийского, Измаильского, Болградского и других районов Одесчины, не позаботившись о страховании урожаев на случай ущерба от засухи.

Что касается влияния засушливых явлений на развитие таких культур как пшеница или ячмень, то в условиях высоких температур снижается уровень интенсивности фотосинтеза и соответственно – общая продуктивность растений. Кроме того, повышается суммарное испарение с поверхности почвы, создавая нехватку влаги для развития выращиваемых культур и вызывая дополнительные затраты земледельца. Вместе с тем в глобальном потеплении есть и плюсы: увеличивается продолжительность вегетационного периода, расширяются возможности для возделывания пожнивных высокоурожайных сортов, например, сои или проса. Многое зависит от умения и готовности аграриев реагировать на изменения: путем орошения сельхозугодий либо заменой традиционных сортов агрокультур – засухоустойчивыми гибридами, применением новых приёмов обработки почв, уменьшающих испарение влаги с полей. Иными словами, фермеры оказались перед жёстким выбором: или обновление агротехнологий, или разорение…

Подчеркну: вследствие изменений климата нарушены многие процессы. С одной стороны, ухудшились условия выращивания традиционных для юга Украины агрокультур, возникли риски снижения их продуктивности и качества, в том числе вследствие поражения озимых болезнями и полегания колосовых на полях. А с другой – увеличен беззаморозковый период, что обеспечивает возделывание более позднеспелых сортов. В то же время, в последние десятилетия заморозки до -8°С случаются и в мае, как это было в 2000 и 2003 годах, вследствие чего оказались повреждёнными посевы озимых культур в стадии активной вегетации. Никогда в течение минувшего века агрономы такого явления не наблюдали.

— Кризисная ситуация 2020 года также показала, что многие фермеры юга Украины не готовы к хозяйствованию в засушливых условиях. Одни потеряли почти половину урожая, другие оказались на грани разорения, а некоторые попросту обанкротились, проигнорировав страхование урожаев от засухи. Вот и хочу спросить вас как автора пособия для студентов «Моделирование гидрометеорологического режима на производительность агроэкосистем» – какие именно модели адаптации аграриев наиболее перспективны в нынешних условиях?
На мой взгляд, важнейшим фактором адаптации в условиях Одесчины является восстановление и модернизация изношенной более чем на 80% системы ирригации, в том числе ремонт насосных станций и каналов, а также реконструкция внутрихозяйственной сети водорегулирующих сооружений, что способно улучшить эколого-мелиоративное состояние части полузасушливых почв. И вижу, что Кабмин уже протянул руку поддержки агропроизводителям Одесчины, выделив 240 млн грн в виде частичной компенсации убытков пострадавшим от засухи в 2020 году и приняв Стратегию орошения и дренажа в Украине на период до 2030 года, предусматривающую реализацию ряда масштабных проектов общей стоимостью свыше 4 млрд дол.

Примечательно, что пилотный проект восстановления государственных систем орошения решено реализовать на Одесчине – на базе частично функционирующей Нижне-Днестровской оросительной системы. Важно только принять меры, чтобы не допустить потерь части целевых капиталовложений на пути к объектам мелиорации, нуждающимся в восстановлении.

— К слову, пока специалисты Института водных проблем и мелиорации и Госводагентства Украины разрабатывают и согласовывают проекты восстановления ряда объектов Нижне-Днестровской оросительной системы, руководство Ясского сельхозпредприятия «Агро-Олимп 2019» успело запустить в июне 2021 года современную оросительную систему для полива 600 гектаров сельхозугодий. В рамках проекта оперативно проложили 8 километров межполевых труб, задействовали две насосные станции, три круговые дождевальные машины, управляемые дистанционно – с помощью мобильного приложения.
Не так давно и мне пришлось побывать в эффективно управляемом хозяйстве «Асканийское» Херсонской области. Местные аграрии, умело эксплуатирующие оросительную технику и соблюдающие агротехнологии, собрали на большом поливном массиве в засушливом году 56-центнерный урожай ярового ячменя на круг. Вот такой парадокс: пока аграрии соседних хозяйств громко пеняли на засуху, в «Асканийском» упорно работали на высокий результат, который, собственно, и обеспечивает капельное орошение! К сожалению, подобных сельхозпредприятий, где сумели сохранить в течение многих лет и даже обновить внутрихозяйственную оросительную систему, – немного, в большинстве случаев полуизношенные водорегулирующие сооружения в предыдущие годы были демонтированы.

Впрочем, я убеждён: ирригация – не панацея, если учесть, что путём восстановления насосных станций, магистральных каналов и внутрихозяйственных водорегулирующих сооружений можно подать живительную влагу лишь до части сельхозугодий. К примеру, в Одесской области намечено, по данным облгосадминистрации, возобновить в течение 2021-23 годов функционирование мелиоративных систем на площади 157 тысяч гектаров.

Много это или мало? Много. Если учесть, что площадь поливных земель состоянием на июль 2021 года не превышает 43 тысяч гектаров, и предусмотрено развитие сети объектов орошения и дренажа, согласно разработанным проектам, для запуска в оборот ещё 114 тысяч гектаров засушливых земель! А всего на реализацию проекта «Реконструкция оросительных систем Нижнего Днестра в Украине» до 2030 года специалисты Минагрополитики обосновали выделение из госбюджета и иных источников около 80 млн дол.

— По существу реализацию этого проекта можно считать своеобразным тестом на способность адаптации к успешному хозяйствованию в зоне рискованного земледелия…
Да, пока общая площадь орошаемых земель Одесчины составляет всего 11% сельхозугодий области (227 тысяч гектаров). Но хочу отметить, что именно на поливных землях ещё недавно аграрии производили более 40% кормов, 80% овощей, 100% риса и более 20% зерновых культур. Ведь урожайность зерновых, зернобобовых и технических культур на орошаемых площадях – почти вдвое выше, чем на богарных сельхозугодьях. Видимо, именно с учётом этого площадь орошаемых земель в мире за последние 20 лет удвоилась, а показатель орошаемых земель к общей площади обрабатываемых сельхозугодий – многократно превысил украинский: к примеру, в Японии он уже составляет 82%, а в соседних Румынии и Молдове – соответственно 30 и 17%.

Между тем, зона полузасушливого климата в нашей стране имеет тенденцию к расширению, постепенно продвигаясь из южных районов в северном направлении. Следовательно, фермерские хозяйства могут использовать для обеспечения стабильно высокой эффективности агропроизводства как фактор орошения, с учётом доступности приобретения агрофирмами оросительной техники с 25-процентной компенсацией государством её стоимости, так и льготное кредитование закупки семян засухоустойчивых сортов культур и другие возможности, прежде всего, – новейшие достижения науки и передовой практики.

— Иными словами, орошение – лишь одно, хотя и ключевое звено в цепи адаптации аграриев к условиям ведения бизнеса в условиях полупустыни?
Именно так. Успешная адаптация возможна в результате применения современных агротехнологий, фунгицидной обработки семян, использования районированных сортов озимых с высоким коэффициентом кущения, устойчивых к полеганию и засушливым природным условиям. Однако я бы не рискнул утверждать, что в большинстве агрохозяйств Одесчины были учтены эти требования: к примеру – в текущем году, когда условия развития растений озимых культур были практически оптимальными. Поэтому могу прогнозировать, с одной стороны, более высокий валовой сбор зерновых и зернобобовых, по сравнению с засушливым 2020 годом. А с другой – существенный прирост заражений зерна различными болезнями вследствие «подмокшей» жатвы – проливных дождей в период созревания растений. Это, вне сомнения, повлечёт потери от 20 до 30% доходов агрофирм, которые пренебрегли предпосевной обработкой семян фунгицидами.

Хочу также отметить, что это результаты не столько июльских ливней, сопровождаемых порывами шквальных ветров, сломавших или склонивших стебли к земле, как тщетных попыток некоторых агропроизводителей «сэкономить» на закупке семян элитных низкорослых сортов пшеницы, устойчивых к полеганию.

— А какие агротехнологии, на ваш взгляд, обеспечивают наиболее высокую продуктивность озимых культур?
Я считаю, что в засушливых условиях юга Украины многие аграрии оправданно используют технологию обработки земли No-till, основной принцип которой: зерно – людям, всё остальное – почве. Поскольку минимальная обработка почвы направлена на максимальное сохранение в ней влаги и некоторое пополнение гумуса, а также улучшение химических и биологических свойств. Кроме того, испытанная фермерами многих стран «нулевая» почвозащитная технология содействует переработке пожнивных растительных остатков в питательные вещества. И что не менее важно, противостоит водной и ветровой эрозии почв. Нельзя также забывать о севооборотах, которые во многом нарушены и, к сожалению, плохо соблюдаются.

Видимо, небольшим фермерским хозяйствам стоило бы подумать об изменении структуры посевных площадей, обязательном страховании посевов в условиях нарастающих засушливых условий и перейти от преимущественно зернопроизводства к возделыванию более засухоустойчивых просяных культур, а при наличии орошения – к возделыванию овощных культур.

— И напоследок – вопрос о селекции: имеется ли у аграриев возможность выбора семенного материала маржинальных культур, устойчивых к нынешним экстремальным условиям юга Украины?
Вне сомнения, такая возможность имеется. Специалисты Селекционно-генетического института, насколько знаю, успешно работают в направлении адаптивной селекции агрокультур. И в течение последних 15 лет создали и внесли в Государственный реестр 183 сорта и гибрида озимой мягкой и твёрдой пшеницы, озимого и ярового ячменя, кукурузы, подсолнечника, гороха, сои, нута, сорго, люцерны, эспарцета.

Многие выведенные ими сорта не просто высокопродуктивные и скороспелые, но также засухо- и морозоустойчивые, которые успешно проходят сортоиспытания как в Украине, так и в Турции, Испании, Франции, Румынии, Грузии и других странах, обладающих прогрессивными технологиями возделывания зерновых культур. Причём некоторые сорта, например, выведенный Вячеславом Соколовым гибрид кукурузы «Диалог» и другие – созданы с использованием ДНК-технологии.

Использование семян новых скороспелых сортов зерновых, устойчивых к экстремальным факторам окружающей среды, дает возможность нашим фермерам, соблюдающим требования агротехнологий, не просто добиваться высокой урожайности озимых, но и выращивать по два урожая в год. Например, после уборки в июле урожая ячменя или пшеницы – засевать сельхозугодья семенами «стерневых» культур – скороспелых гибридов подсолнечника, сои, проса или выращивать не менее высокодоходные овощи и ягоды. Собственно, такие агропредприятия, как херсонское фермерское хозяйство «Вико» на Херсонщине, «Стоянов» – на Одесчине и другие, уже не первый год собирают по два урожая в год, добиваясь высокой отдачи поливной нивы.

Может, это и есть один из тех хозяйственных маневров, применяемых агропредпринимателями Израиля, Турции и иных стран, работающих в сложных климатических условиях? Когда окупаемость проектов по установке современных систем орошения сельхозугодий обеспечивается дополнительной прибылью за счёт выращивания повторных урожаев агрокультур? Полагаю, что изучение лучшего опыта агропредприятий этих стран, работающих в зонах рискованного земледелия, вполне может пригодиться южноукраинским фермерам.

Михаил Аксанюк, Одесса
Фото Нины Ляшонок

scroll to top