2 марта в одесском магазине одежды на улице Ришельевской клиента обслуживали на украинском языке, как того требует недавно принятый Закон.
Однако клиенту это не понравилось, сообщает телеграм-канал «ХуОдесса».
Видеоролик конфликта продавцов с покупателем попал в интернет. Его просмотрел и Уполномоченный по защите государственного языка Тарас Креминь.
Чиновник в тот же день обратился в Нацполицию из-за языкового скандала в Одессе с просьбой «принять меры реагирования».
Об этом сообщает пресс-служба Уполномоченного в Facebook.
«Унижение продавцов из-за того, что они выполняли норму Закона Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» по обслуживанию на украинском — недопустимо. Такие действия должны однозначно квалифицироваться по статье 161 Уголовного кодекса Украины как умышленные действия, направленные на разжигание национальной вражды, оскорбление чувств граждан по языковому признаку. Эти действия в Одессе сопровождались публичным унижением государственного языка», — сказал Креминь.
По его словам, такие действия, согласно УК, караются штрафом от двухсот до пятисот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.
В подобных случаях Креминь советует продавцам одежды на Ришельевской и всем таким гражданам Украины, как в этом магазине, безотлагательно обращаться в полицию, задачей которой, согласно Закону Украины «О Национальной полиции Украины», является охрана прав и свобод человека, а также интересов общества и государства.
Ранее Креминь сказал, что «нарушение права на получение информации и услуг на украинском языке фактически является нарушением прав человека».
Что касается позиции администрации магазина, то его администратор рассказала 048.ua, что пришедшие 2 марта мужчина и женщина начали скандалить после того, как услышали от продавца украинскую речь. Они потребовали перейти на русский, в ответ на это получили отказ, после чего попросили книгу жалоб. Администратор отметила, что свою претензию в ней покупатели написали на украинском языке.
В бутике также рассказали, что подобные ситуации — не редкость. Обслуживать покупателей на государственном языке — принципиальная позиция бутика, которой они, по словам администратора, придерживаются уже много лет.
«Мы говорим на украинском и никогда не переходим на русский, даже если нас очень просят. Мы можем просто молчать, но на русский не перейдём», — заявила администратор, стараясь говорить на украинском с употреблением русских слов.
«Впрочем, когда корреспондент 048.ua только пришёл и до момента, пока персонал не узнал, что в магазин пожаловал журналист, покупателей обслуживали на русском», — говорится в сообщении.
Как сообщала Одесса News, 16 января 2021 года вступили в силу нормы статьи 30 Закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», которые регулируют использование государственного языка в сфере обслуживания потребителей.
Согласно этой статьи, на государственном языке должны обращаться к потребителям во всех сферах обслуживания. В частности, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности; физические лица-предприниматели; субъекты хозяйствования, которые обслуживают потребителей (в том числе интернет-магазины).
Требование касается также предоставления образовательных, социальных, юридических, транспортных и других услуг, медицинского обслуживания.
Видео: «ХуОдесса»
Больше новостей на нашем Telegram-канале: https://t.me/joinchat/UtNeW3LzPmqqxBod