В школу …с 5 лет?

.jpg

И.о. министра образования и науки Украина Сергей Шкарлет заявил о возможном переходе обучения детей в Украине с 5 лет и окончания в 17.

Об этом и.о.министра написал в Теlegram.

«Речь не идёт о том, что дети в 5 лет должны сесть за парты на 35 минут урока. Однако обсуждаются новые формы получения знаний и приобретения компетентностей с последующим изменением государственных образовательных стандартов и программ», — подчеркнул Шкарлет.

Он отметил, что разделяет утверждение специалистов, что дети в 5-летнем возрасте и в 6 лет имеют различные уровни психофизического развития. Поэтому в организации образовательного процесса должны быть также различные подходы.

В то же время глава МОН подчеркнул, что во многих странах, в частности США, Великобритании, Нидерландах, обучение начинают с пяти лет. «Нам же следует учесть особенности украинской школы», — добавил он.

По словам Шкарлета, такая инициатива в Украине требует обсуждения, и процесс изучения предложений не будет быстрым.

«Сознательно начал общественный диалог на эту тему. В случае поддержки, предусмотрена разработка соответствующих возрасту детей образовательных и учебных программ. Следует отметить, что окончание школы в 18-19 лет (при условии 12-ти классов) не является ключевым аргументом в этой дискуссии. Ошибочно утверждать, что Украина боится учить детей долго либо много, хотя именно так некоторые «политические специалисты» от образования и принялись трактовать начатое обсуждение», — написал Шкарлет.

По его словам, ключевых аргументов для подобных изменений несколько: преемственность дошкольного и начального звеньев образования; чем раньше начинается освоение реб`нком полезных навыков, развитие способностей, тем более успешным этот реб`нок становится во взрослой жизни; современные дети развиваются гораздо быстрее, и значительную роль в этом играет бешеный темп развития информационных технологий.

Шкарлет отметил, что 5-летние и 6-летние дети требуют различных подходов и компетенций по форме и продолжительности обучения и досуга. По его словам, вопрос обсуждается с участием родителей, педагогов, психологов, педиатров.

По мнению журналистки Натальи Лебедь, высказанному на 112 ua, «общество ещё не успело оправиться от перехода на 12-летнюю систему обучения, как возник новый инфоповод для дискуссии: стоит ли детям идти в школу начиная с 5-летнего возраста?».

Да, новость от Шкарлета прозвучала так, что Украина лишь «готовится обсуждать возможность начала обучения детей в школах с пяти лет». То есть по состоянию на сейчас не существует не то что конкретного решения, а даже осознанного намерения его принять.

Но мы же с Вами знаем, что иногда чиновники способны молниеносно внедрять самые неожиданные идеи, и времени для их осмысления и воплощения в новые реалии не остаётся совсем.

Наталья Лебедь приглашает подискутировать на эту тему, развивая её с детского сада.

«Когда ребёнок идёт в детский сад, родителей не пугает его слишком ранний возраст. И это при том, что набор в учреждения дошкольного образования начинается с 2-летнего возраста. Это если говорить о государственных детсадах, потому что частные принимают и 1,5-летних детей. Но детский сад – это не только игры и развлечения, это и определённый уровень обучения и приучение к дисциплине, и неизбежно в таких случаях расставание с мамой. Однако никто не рассматривает садик как нанесение ребёнку психологической травмы, раннюю муштру и лишения детства», — пишет журналистка.

Замысел Министерства образования заключается в том, чтобы продолжить начатые правительством наработки Гос стандарта базового обязательного образования. Документ был принят 30 сентября Кабинетом министров. «Если говорить о концепте «Новой украинской школы» (НУШ), то в нём пока что проработаны два цикла, на которые сейчас делится среднее образование. Первый цикл называется «адаптационным» и охватывает 5-6-е классы, а второй — «базовый» цикл, продолжающийся в течение обучения в 7-9-х классах», — напоминает журналистка.

Но НУШ – это не только среднее образование, это ещё и образование начальное. Сейчас она стартует с 6-летнего возраста, но довольно часто в школы отправляются и семилетки. Чётких обязательств, возложенных на родителей, в данном вопросе нет, а министерство, очевидно, стремится к определённой унификации. А потому и говорит о введении обязательного обучения уже для 5-летних детей, хотя на практике для них это будет означать пребывание всё в том же детском саду, только теперь — под надзором государства.

Так, по крайней мере, надо понимать слова Шкарлета, мол, чтобы успешно обучать детей пятилетнего возраста, надо учитывать особенности такой группы, и тогда обучение, соединённое с игрой, отдыхом и соответствующей социализацией, пойдёт как по маслу. Достаточно лишь подобрать правильные ключи к самым маленьким школьникам.

Некоторые родители поддерживают Шкарлета, отмечая, что уровень подготовки, который обеспечивает старшая группа детского сада, не выдерживает критики. Поскольку садики не являются обязательными для посещения, в них многое отдано на откуп воспитателям. И уже от их личных качеств и желаний будет зависеть, научится чему-то ребеёок или нет. Дошкольники вынуждены пользоваться дополнительными образовательными услугами весь год, чтобы иметь фундамент знаний и готовность к первому классу. А это лишние хлопоты и лишние траты для родителей. Да и детям — огромный стресс, потому что старшая группа и первый класс – это небо и земля по требованиям.

Наши сотечественники, проживающие во Франции, также ратуют за обучение с раннего возраста. В этой стране обязательное обучение начинается вообще с… трёх лет.

Здесь школа разделена на 4 этапа. Первый называется maternelle и охватывает детей 3-6-летнего возраста. Второй – élémentaire – для тех, кому 6-10. На этом заканчивается начальная школа, и дети физически переходят к другой, в другое здание в другом месте. Потому что маленькие дети во Франции никогда не учатся вместе с подростками. Третий этап образования – сollège – для детей в возрасте 11-14 лет. А уже после колледжа идет lycée, который длится до получения ребёнком аттестата зрелости. Для самых маленьких в школах созданы все условия — от крошечных туалетов до игровых комнат. У них есть всё, что соответствует их возрасту.

Но Украина – не Франция, и уровень подготовки учебных заведений к работе с детьми даже не сравнить.

Противники введения чиновничьих нововведений справедливо возмущаются: «А что изменится на практике? С неба упадут красивые кадры? С глубоким знанием психологии? Потому что уровень «нате вам краски и рисуйте» меня не устраивает. Всё это есть и в детском саду, поэтому менять шило на мыло и менять вывеску нет никаких оснований».

«Дело вовсе не в том, что детей «задолбают» тяжёлой программой. Сейчас её очень упростили, дети в первом классе не буквы учат, а палочки рисуют. Проблема не в обучении, проблема в том, что такой 5-летний малыш не может высидеть на одном месте 30 минут, он хочет играть, общаться, а тут сядь, закрой рот и делай, что скажут. Мой малый с 4 лет читал. Ему было скучно в первом классе, он носил в школу игрушки, которыми играл в детсаду, и вытаскивал их прямо на уроке. За что и получал от учительницы на орехи», — таково мнение ещё одной родительницы.

Психолог Светлана Ройз также выступает против ранней школы. Точнее, пишет она в своём профиле на Facebook, против той ранней школы, которая может быть в Украине сейчас.

«Психологи и нейропсихологии редко видят готовность к школе у детей в 6 лет. И я часто напоминаю родителям, что между 6-7 годами «умещается» 5 лет эмоционального развития ребёнка. Мотивация у детей до 7 лет – игровая. Очень редко у современных детей учебная мотивация дорастает и до 7 лет», – отмечает она.

Ройз подчеркивает: концепция НУШ в большей степени подготовлена к работе с детьми 6 лет, государственный стандарт заточен под детей-шестилеток. И подготовка, и переподготовка учителей идёт постоянно. Но для того, чтобы и шестилетним детям в первом классе сейчас было безопасно и была создана образовательная среда – ещё работать и работать. Работа с 5-летним ребёнком и с 6-летним ребёнком, по её словам, — это два разных мира.

«Чаще всего обращают внимание на интеллектуальную готовность к школе (она включает внимание, память, мышление, восприятие, воображение, язык, наличие предметно-специфических знаний, математических представлений, пространственно-графической подготовки и многое другое), а для всего этого не хватает зрелости префронтальной коры мозга, и всё это ещё невозможно в 5 лет. Но ещё есть эмоциональная готовность к школе (это, например, способность выдержать разочарование, фрустрацию, умение выполнять задание, которое не нравится, умение регулировать своё поведение. И это нереально для детей и 6 лет».

Поэтому «если мы говорим о пребывании в школе 5-леток — это должно быть вообще совсем другое учебное заведение, «не школа», с совершенно иной учебной средой, подходом, стандартами, специалистами и задачами. Потому что если мы напортачили в обучении детей в 5 лет, то до 10 лет, когда они войдут в предподростковый возраст, вернуть в школу их будет уже невозможно», – резюмирует Светлана Ройз.

Собственно, будет ли построена в Украине такая «не школа», зависит от чиновников и конкретно от главы профильного министерства, который сейчас призывает к дискуссии по поводу возраста первоклашек. У чиновников есть полный карт-бланш на развитие школы, в которую захочется идти и 5-, и 15-летним. Оценивать их усилия будут ученики: именно перед ними правительство и будет сдавать свой собственный «школьный» экзамен.

scroll to top