Лукашенко: Зеленский — безголовый, человек без стержня

.jpg

Президент Беларуси Александр Лукашенко 4 февраля дал интервью российскому журналисту, радио- и телеведущему Владимиру Соловьёву.

Интервью продолжалось 1 час 50 минут. В нём поднимался широкий круг тем, в том числе говорили о развитии ситуации в регионе, а также различных аспектах белорусско-украинских отношений.

Александр Лукашенко заявил в интервью, что Беларусь готова отвечать жёстче на провокации на своей границе. Он напомнил, что в декабре 2021 года белорусскую границу пересёк военный самолёт Украины. «Тот вертолёт сбить было не проблема. Надо ли это было делать? Я думаю, что нет. Сейчас беспилотник. Пришлось его сбить, грубо говоря. Дальше полезут — будем действовать жёстче», — предупредил Лукашенко.

Президент подчеркнул, что Беларусь и Россия, защищая свои государственные интересы, очертили красные линии, за которые непозволительно переступать другим странам.

«Сейчас дебаты идут у вас, у нас: «Ах, война, война! Украина будет воевать». Не Украина, а американцы их толкают на войну», — отметил во время беседы Глава государства.

«Что нам делать? Как нам в этой ситуации себя повести правильно?» — поинтересовался журналист.

«Очень правильно всё сделано Президентом России, я это поддерживаю. Мы нарисовали красные линии. Наступил на красную линию — получай!» — ответил белорусский лидер.

«Получай что? Ракетный удар по территории Украины?» — уточнил Владимир Соловьёв.

«И не только. Всё что только есть», — пояснил Александр Лукашенко.

Во время беседы журналист спросил, в какой момент Александр Лукашенко, который поначалу поддерживал Президента Украины Владимира Зеленского, разочаровался в нём и понял, что «что-то не так».

«Знаешь, Володя, ты человек со стержнем, а у него его нет, — ответил Владимиру Соловьёву белорусский лидер. — Я бы не сказал, что он такой человек, который ненавидит всё советское прошлое, и то, что было в войну, и холокост как еврей. Я бы не сказал. Он просто аморфный человек, у него нет стержня».

Характеризуя высказывания и поступки украинского Президента, в том числе относительно белорусского государства, Александр Лукашенко сказал: «Нельзя так поступать. Я к нему, как к ребёнку, относился: и это надо, и то. Да я ко всем так относился». Такое отношение, по его словам, поддерживалось и Главой российского государства Владимиром Путиным, который считал, что Владимиру Зеленскому надо дать шанс проявить себя.

«А в какой момент вы в нём разочаровались, в Зеленском? Когда поняли, что что-то не то?» — уточнил журналист.

«Не помню, как-то накапливалось. Я вообще человек стабильный в этом отношении. Если я к человеку хорошо отношусь, то разочароваться — надо время. Я всегда ищу, за что зацепиться хорошее. И я к Зеленскому (относился, — ред.) так: ну молодой, не сообразил и прочее. Это накапливалось. Но когда он в открытую начал заявлять: «Америка — это мы, давай сюда, а Россия и Беларусь — это враги» — это уже крыша поехала», — сказал белорусский лидер.

Александр Лукашенко в интервью рассказал, как белорусская сторона намерена реагировать на действия властей Украины, и почему, несмотря на жёсткую риторику, продолжается торгово-экономическое сотрудничество с этой страной.

«Вы для них (Украины и её властей, — ред.) сделали с 2014 года больше, чем кто-либо», — отметил в ходе интервью Владимир Соловьёв.

«По просьбе вашего Президента и моего друга (Президента России Владимира Путина, — ред.), чтобы вы знали», — заметил на это Александр Лукашенко.

Журналист продолжил: «Вы сделали для них больше, чем кто-либо, а они вас предали. В самый ответственный момент сначала стали поставлять боевиков и оружие, потом ещё попытались поиграться непонятно в какие спецслужбы с нашими ребятами, в задержание, а потом ещё ввели впереди планеты всей против вас санкции». Учитывая всё это, он высказал суждение, что Президент Беларуси относится достаточно мягко к властям Украины.

«Я же не журналист. Я же Президент. И вообще я человек такой: воевать так воевать, если нужно это; работать так работать в разных режимах. Поэтому вы не думайте, что я буду смотреть сквозь пальцы на всё то, что они сотворили. Вы правильно сказали, но здесь дело не в личном. Беларусь в целом к ним хорошо относилась. Мы с ними наторговали в прошлом году, представляете сколько, — это второй партнёр в торговле за прошлый год, почти $7 млрд., — сказал Александр Лукашенко. — И в основном это наши поставки туда, продовольствие. Когда-то Украина всех нас кормила в Советском Союзе. Сейчас мы поставляем, Россия поставляет, в том числе переработанные продукты, и так далее, не называю фирмы. Мы им поставляем вместе с россиянами одинаковое количество нефтепродуктов. Литва там на полтора миллиарда, вроде, поставляла — Мажейкяй (Мажейкяйский НПЗ, — ред.), через Беларусь. Сейчас мы закрыли эти поставки».

Президент подчеркнул, что продолжение сотрудничества с Украиной — это в том числе помощь обычным людям, украинцам. Например, как в случае с недавними поставками дополнительных объёмов электроэнергии. «Если бы мы им не поставили электроэнергию, рухнула бы вся система», — заметил он.

Что касается, например, поставок в Украину нефтепродуктов, чем занимается не только Беларусь, но и Россия, Александр Лукашенко акцентировал внимание на уже сказанном тезисе: «Воевать, значит воевать». «Если мы не воюем, так и не надо париться», — сказал Президент.

По его словам, даже если допустить возможность начала военных действий, то на поставляемых из Беларуси и России ГСМ в Украине «один день будут ездить». «До границы, может, доедут, а дальше что? Они с колёс работают, мы это хорошо знаем. Поэтому я не зря вам бросил фразу: слушайте, воевать, значит, воевать», — заявил Александр Лукашенко.

Отвечая на вопрос, есть ли шанс сейчас не воевать, Президент сказал: «Есть, всё будет зависеть от них. От власти. От армии украинской».

Но Лукашенко согласился с тем, что в Украине власти зависимы в своих решениях: «Я это знаю не из СМИ. Знаю, как это делается. Как вы говорите, у нас спецслужбы тоже неплохо работают, мы это прекрасно знаем, что их к этому толкают. И даже Зеленский, прости меня, первый раз скажу, безголовый, хотя я не ожидал, что он себя так будет вести. Он уже начал кричать: нет-нет, войны не будет, войны нет и так далее. Они уже его сейчас в «стойло» пытаются загнать, чтобы он говорил, что война будет, мы нападём и прочее».

«Опасность одна — что они предпримут очень серьёзные акции в направлении Донецка и Луганска, Донбасса», — считает Александр Лукашенко.

Журналист поинтересовался, какова в этом случае будет реакция белорусской стороны. «Я же сказал публично недавно, когда украинец задал мне вопрос на «Большом разговоре»: ребята, вы будете безумцами, если вы столкнётесь с Россией, и мы будем не с вами».

Лукашенко напомнил и о сказанном недавно в Послании белорусскому народу и Национальному собранию: «Если они начнут воевать, я же сказал в Послании, против нас или против России, значит, мы будем воевать, защищать».

Соловьёв в связи с этим спросил: «А если они начнут войну против Донбасса, как себя поведёт белорусская армия?». «Точно так, как российская», — заявил Александр Лукашенко.

«То есть это будет совместный ответ?» — уточнил журналист.

«Естественно. Слушайте, что мы тут шутки шутим на южной границе сегодня? Но не мне ж вам объяснять», — подтвердил Лукашенко.

На вопрос журналиста, удалось ли найти возможность и транспортные потоки для поставок белорусского хлоркалия помимо литовского направления, Глава государства отметил, что рассматривалось соответствующее предложение от представителей украинского бизнеса о перевалке через порты Одессы. Однако впоследствии украинцы отказались от этой идеи.

«Собственники по башке получили секунд за 20 после того, как эти идеи высказали?» — спросил журналист.

«Через несколько суток, да», — ответил Президент.

«А вы искренне считали, что они смогут сделать это мимо американцев?» — уточнил Соловьёв.

«Я-то понимаю тренд, но я не думал, что они таким образом ответят, — сказал белорусский лидер. — Почему не думал? Потому что они понимают, что вс равно мы отгрузим этот калий». Александр Лукашенко отметил поддержку российской стороны в решении вопроса о перевалке белорусских удобрений через их территорию.

Журналист поинтересовался, какие погоны нашиты на военную форму, которую носит Глава белорусского государства.

«Герб. Я подполковник по званию, — ответил белорусский лидер. — Я же не могу себе генералиссимуса звезду повесить или генеральскую. Путин — полковник, обещал мне полковника присвоить — до сих пор не присвоил».

«Как вы себе представляете, что Президент независимой Беларуси является полковником российской армии?» — недоумевал Владимир Соловьёв.

«Ну и что? Это же моя проблема, а не ваша! Пообещал — делай!» — отреагировал Президент.

На замечание журналиста, что Александр Лукашенко служил не в российской армии, а в советской, Глава государства сказал: «Она была и российская, и белорусская. Присвой мне звание полковника Советской армии».

«Советской тоже не может, потому что тогда будут говорить: «Вот, мы говорили, что Путин хочет восстановить Советский Союз!» — высказал свою точку зрения Соловьёв, признав при этом, что идея с присвоением звания — красивая. «Вы хотите, чтобы полковник Путин вам присвоил звание полковника и было два полковника? — добавил журналист. — Будет два полковника во главе России и Беларуси?»

«Мы ему потом присвоим звание генерала», — в тон журналисту ответил Александр Лукашенко.

Ранее Президент Беларуси пояснял, что имеет звание подполковника. Что касается генеральских званий, а также звания полковника, то согласно белорусскому законодательству они присваиваются только указом Президента. «Я же не могу себе присвоить полковника», — отмечал Лукашенко.

Аналогичное отношение у белорусского лидера и к государственным наградам. Он признался, что у него есть только церковные и зарубежные награды. «У нас государственными наградами награждает Президент. Я не могу сам себя наградить. Даже если бы и понимал, что я что-то заслуживаю. Ну, у меня нет этой проблемы (отсутствие отечественных наград, — ред.). И я очень радуюсь, когда подписываю указ о награждении кого-то», — сказал Президент.

Много внимания в интервью было уделено и событиям лета 2020 года в Беларуси. «Для меня был критичный момент, такой принципиальный, в том числе изменения моего отношения к Вам личного, — когда Вы с автоматом прилетели. Я понял, что точно не Янукович», — сказал Владимир Соловьёв.

«Янукович и я — большая разница. У него денег было много. Понимаете, деньги довлеют всегда. Жмут в кармане и надо спасти деньги», — заметил на это Лукашенко.

«Ну какие для Вас деньги? Думаю, когда Вы вышли с автоматом, стало ясно, что Вы готовы умереть, но не уйти, не убежать, не сдаться», — отметил Соловьёв.

Президент Беларуси поделился подробностями того памятного дня: «Первое. Они (организаторы массовых беспорядков, — ред.) подняли этот фейк, что вот, как Янукович, он сбежал, он уже в Ростове, дети улетели. Я — автомат в руки, бронежилет одел, даже шлем забыл надеть. Я же не знал, что это произойдёт. Никто не дрожал. Я знал, как действуют наши ребята (правоохранители, — ред.). Они выполняли всё, что я им говорил. Но я им должен показать, что я никуда не сбежал, я здесь. И дети мои тоже. Я сел в вертолёт и буквально через несколько минут приземлился там. Автомат был со мной».

Глава государства пояснил, что резиденция Президента, а также место, где он живёт, всегда в такие периоды являются вожделенными для «любого подонка». «Они и планировали нападение на резиденцию. Я исходил из того, что возможно. Если они пошли уже на штурм Дворца Независимости — это большой риск, — отметил Александр Лукашенко. — И они знали, что это — черта».

Президент также рассказал, что в тот период неоднократно выявлялись попытки завезти в Беларусь оружие и боеприпасы с территории Украины: «Просто огромными партиями задерживали переброшенное с Украины. Один был случай из России — кругом провезли. Но оружие, взрывчатка — происхождение украинское».

Во время интервью Александр Лукашенко рассказал, что на посту Главы государства в первую очередь ощущает себя человеком, который вместе с поколением граждан создавал первое в истории суверенное белорусское государство.

«Вы как себя ощущаете? Вы — Президент Беларуси; Вы — отец белорусского народа; Вы — создатель современного белорусского государства; Вы — диктатор, от воли которого зависит жизнь каждого белоруса? Вот Вы внутренне себя как видите?» — спросил Владимир Соловьев.

«Человеком. Я не стал, не приобрел тех качеств, к счастью. Я не считаю себя Соз-да-те-лем», — сказал Президент Беларуси.

Владимир Соловьев спросил у Главы государства, видит ли он возможность большой войны в Европе.

«Нет, слишком комфортно мы живем, — ответил Президент. — Комфорт — это очень важно. Когда человек начинает думать, мозгами шевелить: «Завтра война, и надо в землянку сесть, как у нас в Беларуси было…»

«Да сядем. Нам-то не привыкать. А американцы не сядут, они далеко», — заметил журналист.

«Вот! Об этом и речь, — согласился Глава государства. — Это первое. Просто на человеческом уровне».

«Второе, ОДКБ что показало (речь об операции в Казахстане, — Ред.) — пока они там развернутся и перешлют сюда какие-то войска, мы уже будем стоять у Ла-Манша. Они это знают. В чём ценность ОДКБ: что мы показали готовность оперативно реагировать на угрозы. Сколько сил у нас там было — всего ничего, но мы показали. А если бы надо — там бы увеличились эти силы. Мы возле Алматы, а Путин в Нурсултане взяли аэропорты под контроль», — заявил Александр Лукашенко.

Глава государства убеждён, что на Западе понимают бесперспективность войны с силами ОДКБ. «В Европе будет проще. Они что, этого не видят? Они понимают, что бесперспективно с нами воевать, прежде всего с Россией. Мы не говорим о ядерном каком-то и прочем оружии. Но нас лучше не трогать. Нас не трогайте», — предостерёг Лукашенко.

Владимир Соловьёв в свою очередь заметил, что Запад сам не хочет воевать с ОДКБ, а планирует спровоцировать конфликт с Украиной.

«Понятно. Украина никогда с нами не будет воевать: эта война продлится максимум три-четыре дня. Там некому будет против нас воевать. Те, кого там показывают с этими деревянными автоматами, как они тренируются… Так мы сейчас выйдем с тобой в соседний зал, снимем на мобильный телефон тренировку эту и покажем, — сказал Александр Лукашенко. — И как только чуть-чуть запахло, Володя Зеленский сразу трухнул».

Александр Лукашенко в интервью рассказал о задержании в июле 2020 года в Беларуси вагнеровцев и жёстком разговоре с Владимиром Путиным по этому поводу.

По словам Лукашенко, история с вагнеровцами в период, когда в Беларуси видели за ними российский след, была мелочью в отношениях между странами. «Для меня в наших отношениях с Россией это была пылинка. Что, из-за этого мы драку должны были начать?» — спросил Президент.

«Никогда», — согласился журналист.

«Никогда. И я это понимаю, и Президент России это понимает. Это не тот случай, чтобы нам в клинче сойтись, — подчеркнул Лукашенко. — Но чтобы вы знали: когда мы задержали этих ребят, полностью материалы ФСБ передали, с Путиным такой жёсткий был разговор. Тогда нам россияне не сказали, что там крот какой-то был. Это начали расследовать. Я с Путным трижды на эту тему говорил. Он говорит: «Подожди, сейчас мы расследуем, давайте вместе с вами, и мы увидим, откуда ноги растут». И это уже через неделю или несколько дней выяснилось, что это была провокация спецслужб Украины.

Журналист поинтересовался: «Вы посадили, приняли, вытащили всю информацию из украинского беспилотника, который над брестским полигоном пытался там шутки шутить, но не ответили ещё жёстко».

«Мы отвечаем адекватно, симметрично. Вы хотите, чтобы из-за беспилотника войну начали?» — отреагировал Александр Лукашенко.

«Нет», — ответил Владимир Соловьёв.

Лукашенко рассказал, что украинский беспилотник залетел на территорию Беларуси, пограничники его визуально сразу обнаружили и взяли на контроль: «Мне сразу доложили. Я говорю: что за беспилотник? — «Разведывательный. То есть не ударный, не «Байрактар».

В итоге была дана команда наблюдать, а затем посадить беспилотник. «У нас есть техника. Человек с ружьём его может посадить — электронное ружьё. Продаём по всему миру. Радиоэлектронщики его посадили в нужный момент, — пояснил Александр Лукашенко. — Мы достали мозги, и 24-го я им сказал: вы не торопитесь это выбрасывать, разберитесь сначала, откуда, куда, а спецслужбы — посмотрите, как будут вести те, кто запускал. А потом мы проинформируем общественность. И мы это время контролировали».

Президент при этом отверг некоторые звучавшие мнения о том, что в Беларуси специально ждали приезда министра обороны России Сергея Шойгу 3 февраля, чтобы обнародовать информацию об украинском беспилотнике. «Да Шойгу в тот же день знал, что этот беспилотник нарушил наше территориальное пространство, потому что у нас ПВО общая и, во-вторых, там уже российские войска были сосредоточены, поэтому там общее командование для проведения белорусско-российских учений «Союзная решимость — 2022″. И уже все всё знали, не подбирали мы никакого момента».

«Мы вытянули мозги, и мы сегодня знаем, откуда он вылетел. Мы его полностью маршрут видели. Вы же знаете, что если у тебя в руках мозги беспилотника, ты видишь его маршрут и откуда он вылетел. Это украинский беспилотник, он был запущен на нашу территорию для того, чтобы разведать определённую территорию, где сосредотачиваются для учений наши и ваши войска», — добавил Александр Лукашенко.

Владимир Соловьев поинтересовался у Александра Лукашенко, каким он видит будущее Союзного государства через 10-15 лет, кто может стать его новым членом в течение этого периода.

«Вы знаете, Беларусь уже там. Думаю, что для Казахстана был хороший урок (январские протесты, — Ред.). Если вы говорите — срок 15 лет, уверен, что там будет Украина, если мы не наделаем ошибок, — заявил Лукашенко. — Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан, я думаю, в силу своей необходимости экономической тоже присоединятся».

Как сообщала Одесса News, отношения Киева и Минска обострились летом 2020 года – после того, как Украина отказалась признавать результаты президентских выборов в Беларуси, а Лукашенко – избранным президентом страны. Также Киев выражал поддержку белорусским протестующим, которые проводили массовые акции против фальсификаций на выборах.

С 26 мая 2021 года – из-за принудительной посадки самолёта авиакомпании Ryanair, летевшего из Афин в Вильнюс, и последующего задержания белорусского оппозиционного журналиста Романа Протасевича и его девушки Софии Сапеги – Украина решила прекратить авиасообщение с Беларусью, а с 29 мая запретила белорусским самолётам использовать свое воздушное пространство.

В начале июля Лукашенко потребовал полностью перекрыть границу с Украиной, заявив, что из Украины «поступает огромное количество оружия». Он называл курс Украины «дополнительной угрозой» и обвинял власти страны в проведении «политики конфронтации».

30 ноября Лукашенко сказал, что после «референдума» Крым стал «де-юре российским». Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба назвал его заявление «потоком сознания». Заявлением о Крыме Лукашенко сжёг все мосты в отношениях с Украиной, подчеркнул глава МИД.

Больше новостей в нашем Telegram-канале: https://t.me/joinchat/UtNeW3LzPmqqxBod

scroll to top