Легенда Одессы: Он оставил свой след в морской истории

dscn3701f-85048-Cropped.jpg

Первая боевая подводная лодка проходила испытания в Одессе, а её изобретателем был Степан Джевецкий.

Вообще-то в детстве Джевецкого звали Стефаном. Он появился на свет Божий 26 декабря 1843 года в родовом поместье Кунка, принадлежащем знатному польскому роду. Весьма состоятельная семья Джевецких обладала огромными владениями в Волынской губернии, обширным, спускавшимся к самому морю участком земли в Одессе с роскошной дачей на нём, несколькими домами в Варшаве и квартирами в Санкт-Петербурге и Париже.Мальчик, по традиции, получил прекрасное домашнее образование, которое продолжил в иезуитском лицее Святой Варвары в Париже. По всем предметам Стефан получил высокую отметку «20», что в истории учебного заведения явилось случаем беспрецедентным.

После этого новоиспеченный бакалавр подал документы в Парижскую центральную школу искусств и ремёсел, где сдружился с Эйфелем, ставшим впоследствии известным благодаря парижской башне своего имени. Под влиянием друга у Стефана проклюнулся незаурядный инженерный талант.

Свой первый патент Стефан Джевецкий получил в 1867 году за изобретение счётчика для фиакров. Затем коллекция его изобретений пополнилась прибором для черчения конических сечений, параболическим регулятором, разного рода кинематическими передачами и прочими «штучками».

По окончанию альма-матер, в 1873 году, Джевецкий представил на Международной выставке в Вене свои изобретения, которые заняли целый стенд. К примеру, там демонстрировались устройство автоматической сцепки для железнодорожных вагонов, регистратор скорости поездов, регулятор паровых турбин и машин, курсограф для кораблей флота и циркуль для вычерчивания конических кривых – эллипсов, парабол и гипербол.

На этой выставке побывал брат царя Александра II, Константин Николаевич, который был ещё и генерал-адмиралом российского флота, и заинтересовался прибором Джевецкого —  автопрокладчиком курса корабля. И тут же предложил Стефану: «Приезжай в Петербург, я тебя назначаю совещательным членом Техничесого комитета с окладом 500 рублей в месяц, составь смету, необходимая сумма тебе будет ассигнована – осуществляй своё изобретение».

В столице империи Джевецкий с удвоенными силами взялся за инженерные разработки. В 1874 году он изобрёл прибор для автоматического исправления показаний компаса – дромоскоп. Этот прокладчик курса настолько заинтересовал штурманов, что через 2 года его испытания срочно прервали, а единственный образец послали на Всемирную выставку в Филадельфии. Здесь его конструкцию специалисты оценили как «чудо механического искусства».

В то время Джевецкий сконструbровал также удобную подвеску для городских экипажей, оригинальное устройство для регулирования числа оборотов паровой машины. А ещё стал изучать работы предшественников, трудившихся над проблемой создания компактных подводных лодок. Но эти изыскания прервала очередная война с басурманами, Оттоманской Портой, вспыхнувшая в 1877 году.

В порыве патриотических чувств 34-летний Стефан Джевецкий пошёл добровольцем на флот. Записанный матросом-волонтёром в состав команды вооружённого парохода «Веста», 11 июля он принял участие в бою с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд». За отвагу и геройство получил солдатский «Георгий», который впоследствии с гордостью носил на своём штатском сюртуке в исключительно торжественных случаях.Та русско-турецкая война вызвала в России появление новых проектов подводных лодок. Задумался о таком проекте и Степан Джевецкий. Позднее он вспоминал: «Ещё в Париже мне попались записки некоего Монжери. Этот историк полагал, что запорожские казаки умели строить потаённые суда. Они приспособили свои лодки «чайки» так, чтобы их можно было переворачивать вверх дном. Обшитые кожей,те делались герметичными, а имеющегося внутри вместительной лодки воздуха вполне хватало для дыхания. Вёсла же, вделанные в борта, тоже были одеты в кожаные манжеты. Получалась самая настоящая подводная лодка. Вот я и думаю: если бы такая лодка подплыла под турецкий броненосец »Фетхи-Буленд» и закрепила на днище пироксилиновую мину, мы спокойно бы попивали винцо, пока турки попивали бы морскую водицу».

С такими мыслями Степан Карлович отправился в Одессу, где уединился на своей даче в районе Малого Фонтана. Плодом его размышлений стало некое судно, названное автором «подводным минным аппаратом». Вскоре одесские газеты сообщили, что на заводе Гулье-Бланшарда создаётся большая пивная бочка с механическими насосами. Пресса утверждала, что её установят на одной из улиц и будут включать во время праздников.В скором времени диковинный агрегат был построен и 19 ноября 1878 года продемонстрирован на рейде в Одессе группе морских офицеров, возглавляемых Главным командиром Черноморского флота и портов адмиралом Николаем Аркасом. Одноместная подводная лодка, движимая силами ног человека, подошла под баржу, поставленную на якоря, установила мину и с безопасного расстояния взорвала её. Многочисленные зеваки, а в особенности барышни – «в воздух чепчики бросали».Николай Аркас, наблюдавший взрыв, настоял на учреждении комиссии по испытанию лодки и отослал соответствующую депешу в столицу. Вслед за ней в Санкт-Петербург отправился и Джевецкий, где принял участие в заседании Технического общества. На нём, вспоминают современники. «выступил живой, небольшого роста молодой человек, быстро начертивший на доске продольный разрез подводной лодки с винтовым двигателем, приводимым во вращение ногами единственного человека, составлявшего весь экипаж людей… Это был инженер Степан Карлович Джевецкий».

А ещё через год – в ноябре 1879 года —  испытания прошли на царской пристани в Гатчине, на глади Серебряного озера. В толпе шушукались: «Это наверняка новый цирковой аттракцион. Какой-то поляк собирается – мыслимое ли дело! – проплыть под водой на аппарате собственной конструкции». Изнемогая от любопытства, дамы в модных шляпках и их элегантные спутники с нетерпением ожидали приезда Их Императорских Величеств. Наконец-то в отдалении показался царский экипаж в окружении кирасиров… Царь и царица сели в шлюпку, на которой вышли на середину озера, а Степан Джевецкий, пользуясь прозрачностью воды, маневрировал около этой шлюпки, иногда проходил под нею. Наконец шлюпка подошла к пристани… Джевецкий с ловкостью пристал, открыл горловину лодки, вышел на пристань, преклонил колено и подал царице великолепный букет её любимых орхидей. Царица пришла в восторг». Высочайшие «смотрины» принесли неожиданный результат: военное ведомство России приняло решение о постройке 50 подлодок конструкции Джевецкого.Позже, получив одобрение и поддержку государя, Джевецкий принялся за создание подлодки с электрическим двигателем. В начале 1890-х годов он предложил ряд усовершенствованных проектов подводных лодок с механическим двигателем. За один их проектов подводной лодки водоизмещением около 120 тонн, имеющей паровую машину, экипаж 12 человек, разработанную им совместно с А.Н.Крыловым, на Международном конкурсе в Париже в 1898 году Степану Карловичу была присуждена первая премия.

В течение последующих 30 лет Джевецкий спроектировал 11 подводных лодок. Кроме того, он автор ряда проектов вооружения субмарин, среди которых «подводный минный аппарат» и «решётчатые торпедные аппараты Джевецкого», широко используемые на русских подводных лодках в годы Первой мировой войны.

Первая подводная лодка Джевецкого, построенная в Одессе в 1877—1878 гг. Модель в Центральном Морском музее в Гданьске (Польша) 

Свои земные дни Джевеций закончил в Париже в 1938 году, дожив до весьма преклонного возраста. А его имя навеки вписано в летопись подводного кораблестроения как создателя первых боевых подводных лодок.

Памятник Джевецкому в Гатчине 

По материалам прессы

scroll to top