Одесский учитель Павел Виктор: Мои уроки учат людей системно мыслить

1636469727-768-Cropped.jpg

Павел Виктор, заслуженный учитель Украины, лауреат конкурса Global Teacher Prize Ukraine, преподаватель физики Ришельевского научного лицея стал символом перемен в системе образования. Он сумел сделать знания по физике доступными для сотен тысяч пользователей YouTube-канала.

Одесса News публикует интервью, которое Павел Виктор дал изданию Укринформ.

— Павел Андреевич, как вы выбрали свою специальность?
Скажу так: у меня не было проблем с выбором профессии. Отец, Андрей Антонович, преподавал в школе физику, а мама, Варвара Юльевна – английский язык. Я просто пошёл по их стопам. Может, потому, что иногда бывал на уроках отца в далёком Сыктывкаре, куда его, как члена семьи немцев из Верхней Силезии, принудительно вывезли в 1940-х годах. Не раз видел и восхищался тем, как он ставил интересные демонстрационные эксперименты. А впоследствии, когда сам стал учителем, иногда ловил себя на мысли, что делаю, например, установку для демонстрации теплового расширения твёрдого тела такую же, как когда-то отец. Мне кажется, что так более доходчиво раскрываю тему, и такую паровую машину можно сделать у себя дома. Хотя сейчас существуют стандартные заводские приборы для кабинетов физики.

Получал высшее образование уже в Одессе, куда семья вернулась аж в 1963 году. Собственно, мы всегда помнили, что здесь наши корни. В своё время дедушка работал в катакомбах под Шкодовой горой, прадед – рыбак из Дофиновки, отец был учеником столяра. И полученные в юности навыки позже пригодились в ссылке в Коми АССР: всю мебель в нашей квартире он сделал своими руками. Так же изготавливал различные приборы, готовясь к урокам физики в сыктывкарской школе. Хорошо знал радиоэлектронику, даже снимал фильмы, причём – собственноручно сделанной камерой, которая приводилась в действие двигателем от механической бритвы. Изображения на плёнках, конечно, плохо видны, но сохранились: я их оцифровал и храню как память. Поэтому можно сказать: у отца я многое перенял, и не только из научных увлечений…

— У вас, как выпускника физфака Одесского университета, успешно складывалась научная карьера. Перспективный аспирант, далее – кандидат физико-математических наук, доцент, который вёл курс атомной физики. И вдруг — переход на преподавательскую работу в среднее учебное заведение. Со стороны всё выглядит странно, не так ли?
Помню, заведующий нашей кафедрой тоже очень удивился: «Вы понимаете, что на ступеньку ниже спускаетесь?». Но я не изменил решение о переходе на преподавание в базовой школе, которая впоследствии получила статус научного лицея. И сейчас считаю, что был прав. На самом деле, я на несколько ступенек вверх поднялся. Потому что приобрёл умение не только преподавать свой курс, но и общаться с лицеистами. Со студентами было проще: завершил чтение курса лекций, они сдали экзамены и перешли к освоению другого курса. А с детьми всё иначе, это маленькая вселенная, в которой надо не только в совершенстве физику знать, но и уметь общаться. Я это почувствовал ещё тогда, когда меня, университетского преподавателя, пригласили выступить в летней школе Малой академии наук Украины. И главное: всё, что я умею, здесь пригодится. Увлечение туризмом, многодневными велосипедными экспедициями, музыкой, киносъёмкой, а в последние годы – и видеосъёмкой и размещением видеороликов в YouTube. Всё это вызывает у молодёжи живой интерес. В университете, конечно, всё это я не мог реализовать.

— Нашлось ли практическое применение вашей диссертации «Некоторые особенности фотопроводимости неоднородных монокристаллов сульфида кадмия», посвящённой физике полупроводников?
Я бы сказал так: это был качественно реализованный научный проект. Работа над диссертацией и её защита показали уровень научной подготовки, однако практического применения не получили. И это, кстати, было одной из причин моего перехода с кафедры в лицей. Фактически и тогда не было, и сейчас, к сожалению, в университете не хватает современного оборудования для реализации идей и проектов учёных. Только в том случае, если бы я был физиком-теоретиком, была бы перспектива. Но я физик-экспериментатор…

— А что стало импульсом для того, чтобы разместить на YouTube свой углублённый курс физики для специализированных физико-математических школ?
Всё началось спонтанно больше десяти лет назад, когда в учебных заведениях тоже был введён карантин – тогда из-за эпидемии гриппа. Некоторые ученики, которые из-за болезни оставались дома, попросили меня включить Skype, чтобы виртуально присутствовать на уроках. Мы как раз проходили сложную тему по механике: соударение двух тел. Для овладения ею нужно знать законы сохранения энергии, сохранения импульса и другие. И я решил организовать для своих учеников дистанционное обучение – через трансляцию нескольких уроков в Skype. Лицеисты их посмотрели, сделали конспекты и позже успешно выполнили контрольные работы. Словом, я убедился, что это работает. А потом ученики, которые болели, снова обратились с просьбой, чтобы я включил трансляцию уроков. Сделав это, я убедился, что вся классная доска в картинку не вмещается и звук не очень качественный.

Во время следующей эпидемии я увидел, что в Виннице организовали прямые трансляции с уроков физики. Вот мы в лицее тоже подумали: а не сделать ли и нам дистанционное обучение? Пообщался с тогдашним директором Овидиопольского учебно-воспитательного комплекса Сергеем Колебошиным (ныне народный депутат Украины – авт.) и создали вдвоём программу дистанционного обучения «Osvita-online». Применение технологии видеомоста обеспечило общение в интерактивном режиме между преподавателями и учениками двух учебных заведений, что способствовало лучшему усвоению сложных тем углублённого курса физики.

— А как отнеслись к вашим экспериментам дирекция и попечительский совет лицея?
Поддержали инициативу относительно трансляции моих уроков на YouTube-канале. Потому что это, собственно, открывало возможность лицеистам лучше освоить углублённый курс физики 7-11 классов. Также решено было установить в физкабинете две видеокамеры и профессиональный видеомикшер. И при изучении в 2014 году курса ядерной физики я начал прямые трансляции из лицея, оставляя видеозаписи на канале. Причём вскоре выяснилось, что среди зрителей – преподавателей физики даже больше, чем учеников средних учебных заведений.

В то же время стало понятно, что обратная связь во время онлайн-трансляции урока, в отличие от видеомоста, невозможна. Во-первых, я не могу отвечать на вопросы зрителей, потому что должен вести урок, а во-вторых, при общении возникает примерно 1-минутная задержка…

Учитывая это, решил записывать уроки на жёсткий диск и сразу после записи заливать на YouTube. На протяжении нескольких лет выложил 720 уроков курса по физике на YouTube-канале, на который подписались 825 тысяч человек. А общее количество просмотров уже превысило 40 миллионов.

Впрочем, и сейчас работу не прекращаю, потому что ученикам нужно успешно сдать тесты внешнего независимого тестирования по физике. И с октября веду видеозаписи занятий по подготовке к ВНО.

— Лицеисты при этом находятся в классе?
Да, мне приятно, что они проявляют интерес. А с другой стороны, когда ты сам ведёшь видеозапись, это труднее – неуверенно себя чувствуешь и рискуешь допустить ошибки. Вместе с учениками получается лучше, потому что мы сотрудничаем. И качество работы выше.

Помню, был случай, когда я допустил ошибку на уроке. Один из учеников её заметил. На следующем уроке я построил на этой ошибке новое задание, а в дальнейшем мы вдвоём стали авторами его решения. Всё это видели ученики, которые присутствовали на том уроке. И убедились, что я не боюсь признать ошибку и исправить её, что способствует поддержанию атмосферы доверия между нами. Я не люблю ошибаться, но не считаю это трагедией, скорее — это толчок для развития.

— Благодаря YouTube-каналу я тоже побывал на нескольких ваших уроках. И сложилось такое впечатление, будто находился в студенческой аудитории, где все 90 минут идет напряжённый диалог: преподаватель – студенты. Это ваш стиль раскрытия темы урока — использование интерактивных методов, которые побуждают присутствующих к совместному мышлению?
Мой урок – это серия вопросов, обращённых к каждому из присутствующих в аудитории. Когда я даю новые знания, время от времени обращаюсь к кому-то из учеников напрямую: если не может ответить, активизирует усилия присутствующих к совместному поиску. В итоге возникает эффект совместного мышления, появляются новые знания и формируются выводы.

Что касается оценки знаний, то я никогда не делаю этого во время урока. Те, к кому я обращаюсь, знают, что оценок за их ответы сразу же не будет – выставляю их после выполнения контрольной, лабораторной работы или физического диктанта. Кстати, это облегчает адаптацию наших выпускников к системе оценивания знаний в вузах.

— А как вы относитесь к репетиторству, к чему побуждает многих учителей невысокая зарплата?
Мой видеокурс физики бесплатный. Так же не практикую репетиторство со своими учениками. Любой может зайти на видеоурок моего физического класса – безо всяких проблем. Хочу добавить: я всё так настроил на своём канале, что и реклама во время видеоуроков не появляется.

— В последние годы продолжаются дискуссии по поводу того, что у школьников падает интерес к получению глубоких и системных знаний. Вы замечаете такие изменения?
Поскольку работаю в научном лицее при национальном университете, не берусь точно судить о ситуации в обычных средних школах. Хотя некоторые изменения тоже замечаю. Если сравнить настроения учеников, которым я преподавал физику в 1995 году, с нынешними, можно сказать: тогда класс был более однородным, и заинтересованность в высоком уровне знаний неуклонно росла примерно до 2005-2008 годов. А после этого – началось расслоение: часть учеников стараются, как и раньше, глубоко усвоить содержание курса, но всё больше становится тех, которые не проявляют такой заинтересованности. Так выглядит – родителям приятно, что сын или дочь учится в Ришельевском лицее. Вот и отправляют детей в наше учреждение, потому что это престижно. Но в то же время хочу подчеркнуть: есть у нас очень талантливые ученики, которые получают золотые и серебряные медали не только на областных или всеукраинских олимпиадах, но и на международных. Например, недавно один из таких моих учеников Роман Солецкий стал золотым призёром Международной физической олимпиады в Джокьякарте.

— Многие выпускники лицея продолжают образование на физфаке университета?
Нет уже физфака в университете им. Ильи Мечникова, объединили его с механико-математическим факультетом и уменьшили объём подготовки специалистов-физиков. Но я уверен: полученные в лицее знания по физике, математике, другим предметам позволяют нашим выпускникам успешно конкурировать с ровесниками при поступлении в вузы, продолжить образование и самореализоваться.

— Но ведь физика – своего рода платформа технического прогресса страны, а сокращение объёмов подготовки специалистов-физиков может привести к сокращению части наукоёмких технологий и ухудшению состояния экономики.
Бесспорно, физика – основа технологий. В упадке она сейчас в Украине из-за того, что это очень дорогостоящее дело, которое требует новейшей аппаратуры, экспериментального оборудования. Причем, чём дальше, тем сложнее. У нас его нет и мы его не закупаем, а на спичечных коробках нельзя совершенствовать технологии. Поэтому и выезжают перспективные физики из Украины. Вот, например, недавно один из моих талантливых учеников Андрей Соколов переехал вскоре после окончания физфака в Ирландию, где успешно работает в сфере развития наукоёмких технологий.

Хочу заметить, что изучать общую физику нужно обязательно, потому что она формирует у людей особое мышление. В отличие от математики, где известно, что дано и что нужно определить, в физике нет точно сформулированных условий задачи, которую предстоит решить. Каждый ставит её перед собой и так или иначе решает. Умение ставить задачи – это также умение ориентироваться в жизненных ситуациях. Вот мои уроки и учат людей системно мыслить и успешно действовать, особенно в таких сферах, как IT-технологии, инжиниринг, архитектура, финансовая математика и другие. Причём, как в Украине, так и за рубежом.

— В комментариях под вашими уроками на YouTube-канале некоторые пользователи высказывают диаметрально противоположные оценки. Как вы на это реагируете?
Да, есть комментарии, где люди выражают мне благодарность за работу. Другие после просмотра урока задают различные вопросы по физике, на которые в основном отвечаю. Причем на некоторые сложные даю ответы после подготовки. Впрочем, есть и пользователи, которые отрицают важность физики или твердят, что теории Эйнштейна или Ньютона ничего не стоят и тому подобное. Такого рода отзывы просто удаляю, потому что они могут сбить кого-то из неопытных пользователей.

— Павел Андреевич, а кто из великих физиков оказал на вас наибольшее влияние?
Для меня образцом служения науке является выдающийся английский физик-теоретик, директор по исследованиям Центра теоретической космологии Кембриджского университета Стивен Хокинг. Несмотря на тяжёлое заболевание, учёный упорно работал почти до последних дней жизни. Он показал, что самое главное в человеке – это его разум, всё остальное – вторичное. И счастье, когда это вторичное хорошо функционирует. Впрочем, профессор Хокинг, который в последние десятилетия был своеобразным олицетворением «мозга», собственным примером доказал, что и в таком состоянии можно продуктивно работать.

— Как вы оцениваете реформирование украинской школы, которая адаптирует учебные программы к новым вызовам времени?
Мне кажется, что идея уменьшить требования к школьникам, облегчить им жизнь – имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Давайте сравним требования к обучению в таких европейских странах, как Нидерланды или Финляндия, и азиатских – в Японии, Сингапуре или Южной Корее. Всё чаще, например, южнокорейские школьники становятся серебряными и золотыми призёрами международных олимпиад. Потому что школьные учебные программы стран Восточной Азии предусматривают получение качественного образования, мотивируется ответственное отношение школьников и их родителей к обучению. Когда старшеклассники в Японии или Корее сдают экзамены, подобно нашему ВНО, там настолько высокое напряжение, что даже транспорт перестаёт ходить, чтобы создать школьникам все условия для подтверждения уровня приобретённых знаний.

В то же время в европейских странах, где достигнут высокий уровень благосостояния, требования к обучению в школьных системах несколько занижены. Оценки первоклассникам не ставят, чтобы они не испытали стресса, уменьшены требования к качеству знаний и учеников старших классов. Не потому ли ученики и выпускники муниципальных образовательных учреждений часто уступают своим уровнем знаний восточно-азиатским ровесникам. По моему мнению, стоит учитывать все «за» и «против» в организации системы образования, чтобы выпускники наших школ и специализированных учебных заведений могли стать высококвалифицированными специалистами, способными развивать конкурентные технологии и успешно самореализоваться в жизни.

Михаил Аксанюк, Одесса

Фото Нины Ляшонок/Укринформ

Больше анонсов в нашем Telegram-канале: https://t.me/joinchat/UtNeW3LzPmqqxBod

Обсуждайте новости в нашем телеграм чате: https://t.me/onoduachat

scroll to top