Недавно Владимир Зеленский уничижительно отозвался о таких государствах как Северная Корея,Таджикистан, Венесуэла, Куба. «Поздравляю!» — иронично заметил президент, намекая, что нехорошо, мол, Украине находиться в списке стран, где нет рынка земли. Из зала ему напомнили, что, к примеру, в Израиле и Канаде земля тоже свободно не продаётся. На что президент приструнил бунтовщиков словами, что у нас тут не урок географии.
Унижая чьё-то государство, своё тем самым не возвысишь. Это элементарное правило политической культуры. А задевать Кубу вообще негоже, хотя бы из простой человеческой благодарности за то, что в бедной стране многие годы бескорыстно лечили тысячи чернобыльских детей…
Не прошло и недели, как географический бумеранг вернулся увесистым тумаком по челу украинской дипломатии.
Белый дом по своей надобности (дабы заткнуть рот соперникам из Демократической партии, требующих импичмента Дональда Трампа) опубликовал распечатку июльской телефонной беседы лидеров США и Украины. Сути диалога касаться не будем, сейчас — о другом.
Что стоило американцам согласовать с офисом украинского президента то, что распечатку разговора можно обнародовать? Дел-то на пять минут.
Президент Украины, даже если бы ему этого и не хотелось, понимая, что другу Дональду публикация важна и то, что она всё равно появится, конечно же дал бы своё согласие. Но штука в том, что Трампу, вообще не склонному к дипломатическим реверансам, и его советчикам вовсе не до того, как унизительно будет выглядеть украинский лидер, если с ним формально не согласовывать публикацию. С украинской стороной ничего согласовывать не стали.
Поэтому Владимир Александрович, которому, по его словам, в той беседе «скрывать нечего», вынужден был нести какую-то невнятицу о том, что он, мол, думал, что американцы опубликуют только свою(!) часть разговора. Свою — это как: только слова Дональда? Но это тоже было бы неправильно: украинский читатель подумал бы, что наш-то от страха слова вымолвить не смог.
Веками наработано,что интимность дипломатической беседы должна быть сродни постельному супружескому разговору. Выставлять напоказ свои пожелания не совсем верно.
Борис Штейнберг.