На что подписалась Украина, получив очередной транш МВФ

4ae0801-zelenskyi-imf-2-Cropped.jpg

Стали известны условия, на которых Украина взяла кредит у Международного валютного фонда.

Что пообещали власти МВФ в обмен на 5 млрд долларов, разбиралась «Страна».

Отмечается, что Меморандум состоит из нескольких частей. Во вступлении традиционно описывается текущая ситуация в Украине. Сказано, что из-за эпидемии коронавируса пришлось перераспределить бюджет в пользу здравоохранения, социалки и на поддержание экономики. Но в среднесрочной перспективе власти обещают вернуться к «достижениям, полученным после экономического кризиса 2014–2015 годов». То есть к тому экономическому курсу, по которому шла страна последние пять лет.

Как сказано в меморандуме, это подразумевает «продолжение разумной налогово-бюджетной политики для обеспечения обслуживания долгов», балансировку расходной и доходной части бюджета, независимость НБУ, взвешенную монетарную политику для удержания инфляции, установление верховенства закона и борьбу с коррупцией, привлечения инвестиций и повышения потенциала экономики.

Далее более подробно расписаны конкретные планы по отдельным блокам — фискальная, финансовая, актикоррупционная политика, энергосектор, приватизация.

Налоговый блок: никакой налоговой реформы и дальнейшее закручивание гаек

В меморандуме сказано, что на данном этапе фискальная политика будет направлена на устранение чрезвычайной ситуации, вызванной COVID-19, но после этого главная цель — обеспечение бюджетной устойчивости. «Мы будем постепенно ужесточать налогово-бюджетную политику», — говорится в меморандуме.

Также власти рассчитывают на увеличение бюджетных поступлений от таможни и налогов, которые пойдут на выплаты государственного долга, увеличение инвестиций в инфраструктуру и в повышение социальных выплат. В какой пропорции — не указано.

Прописано, что до конца действия программы Украина не будет принимать либеральные налоговые законы, вводить налоговые льготы и преференции по пошлинам, те.е кардинально менять налоговую систему. Хотя как раз этого и ждёт украинский бизнес.

Это фактически ставит крест на налоговой реформе, которую у Зеленского обещали в 2021 году. Бизнес также может не рассчитывать на изменения структуры налогов, в частности, замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал (ведь на первом этапе это приведёт к уменьшению поступлений в бюджет).

Также в меморандуме прописана разработка под контролем МВФ уже к сентябрю этого года системы декларирования доходов, борьбы с отмыванием денег. Под этим понимается введение всеобщего обязательного декларирования доходов всеми гражданами, о чём уже давно говорят власти. А также дальнейшее ужесточение контроля за платежами украинцев.

Коронавирусный блок: ежемесячный отчёт до марта 2021 года

Так как этот кредит МВФ позиционируется как коронавирусный, отдельный блок меморандума посвящён Фонду по COVID-19. Указано, что фонд временный и траты строго контролируются — ежемесячные отчеты в Кабмин, все кассовые операции проходят через Казначейство и т.д.

На момент закрытия Фонда (к марту 2021 года) будет полный аудит использования средств Государственной аудиторской службой с «консультациями с внешними аудиторами». Также власти обещают прозрачность госзакупок на коронасирусные товары и услуги, вплоть до раскрытия информации о бенефициарах компаний.

Пенсионная реформа: повышение пенсионного возраста и введение системы накопительных пенсий

В меморандуме указано, что в Украине продолжится пенсионная реформа, начатая в 2017 году. В частности, со «стимулами для более продолжительной работы», то есть повышением пенсионного возраста.

Украинские власти обещают не вводить новые специальные пенсии или льготы, не вносить в законодательство изменения, которые приведут к снижению фактического пенсионного возраста.

Все правки в пенсионное законодательство будут анализировать с точки зрения влияния на бюджет. А так как пенсии — это всегда минус для бюджета, особого улучшения для пенсионеров ждать не приходится.

Правда, обещают стремиться к тому, чтобы в среднесрочной перспективе пенсии приближались к прожиточному минимуму, плюс будет традиционная копеечная ежегодная индексация.

Упоминается о накопительных пенсиях. По разработке системы накопительных пенсий власти собираются сотрудничать со внешними партнёрами.

При поддержке Мирового банка планируется объединить все социальные программы в одной базе, привязав выплаты к некоему «минимальному доходу». Также эта программа будет работать в привязке к рынку труда, то есть малоимущим станут не только платить пособия, но и предложат зарабатывать самим.

Медицина: продолжение реформы Супрун

В меморандуме с МВФ указано, что «реализация реформы здравоохранения будет продолжена в 2020 году путём распространения нового способа финансирования на вторичную и специализированную помощь». То есть Украина взяла на себя обязательства продолжать реформу Супрун, вопреки заявлениям Зеленского и Степанова.

НСЗУ и дальше будет «внимательно следить за предоставлением услуг и финансовыми показателями медучреждений». Преобразование больниц в некоммерческие предприятия, находящиеся в муниципальной собственности, продолжится. Их финансирование будет идти строго по договорам с НСЗУ.

В меморандуме появилось понятие сооплаты для пациентов. «Будем контролировать спрос с помощью финансовых стимулов для поставщиков услуг (медучреждений — Ред.), одновременно предоставляя возможность вводить доплаты для пациентов», — говорится в меморандуме. То есть часть медицинских услуг для населения станет платным (если не будет введено обязательное медицинское страхование, когда стоимость лечения будет покрываться страховкой для тех, кто имеет на нее право).

Госзакупки лекарств и дальше будут под контролем международных организаций.

Образование: закрытие «лишних» школ

Власти подписываются под обязательствами по реформе образовательной системы. Правда, точно не указаны сроки. Это будет, «как только кризис утихнет».

Реформа подразумевает в том числе оптимизацию школьной сети. Под этим понимается закрытие части школ, а, следовательно, и увольнение «лишних» учителей.

Банковский блок: привлечение к ответственности бывших владельцев и руководителей обанкротившихся банков

«Мы продолжим наши усилия по обеспечению финансовой стабильности и ограничению бюджетных расходов. Наши приоритеты будут сосредоточены на: реализации адресной политики надзора, дальнейшем укрепление требований к банковскому капиталу по мере прохождения кризиса; сокращении доли проблемных кредитов и возврате активов; реализации стратегии реформирования государственных банков; улучшении финансового состояния Фонда гарантирования вкладов, совершенствовании системы надзора; развитии небанковского финансового сектора и финансовых рынков», — говорится в меморандуме.

Этот пункт подразумевает взыскания по проблемным кредитам. Для Коломойского, например, это означает угрозу ареста активов на миллиарды.

«Мы будем использовать все имеющиеся возможности для возврата активов из обанкротившихся банков и привлекать к ответственности бывших владельцев и бывших руководителей обанкротившихся банков за убытки», — говорится в меморандуме.

Для этого НБУ будет координировать свои усилия с Генеральной прокуратурой и НАБУ, в том числе путём предоставления необходимой документации (включая отчеты о судебной проверке) этим органам. Также планируется восстановление активов за рубежом.

Кроме того, планируется внесение поправок в законодательство, которые позволят требовать возмещения убытков от связанных лиц без сроков исковой давности.

По госбанкам украинские власти взяли обязательство по постепенному уменьшению влияния государства и заход в их капитал международных финансовых организаций.

«В качестве первого шага Международная финансовая корпорация (МФК) группы Всемирного банка одобрила кредит «Укргазбанка», конвертируемый в капитал. Кроме того, мы обеспечим, чтобы все триггеры для вступления «Европейского банка реконструкции и развития» (ЕБРР) в капитал «ОщадБанка» были выполнены к концу октября 2020 года. Кроме того, мы обеспечим, чтобы государственные банки оставались адекватно капитализированы и соответствовали требованиям к капиталу», — говорится в меморандуме.

Судебный блок: все суды в ручном режиме под внешним управлением

«Мы будем укреплять верховенство права путём обеспечения независимости, добросовестности и подотчётности судебных органов. Мы обеспечим, чтобы процессы отбора судей и дисциплинарные механизмы (в том числе для Верховного суда) контролировались лицами с высокой компетентностью, надёжностью и порядочностью. Мы планируем внесение поправок в Закон о Высшем совете юстиции для усиления процесса отбора, обеспечивающего безупречную репутацию и честность его (структурный ориентир на конец октября 2020 года)», — говорится в меморандуме.

«Будет создана независимая комиссия для предварительного отбора потенциальных кандидатов в высшие судебные органы и оценки их честности. Эта комиссия проведёт аналогичную разовую проверку существующих членов Высшего совета юстиции. Как минимум, половина членов комиссии будут уважаемыми экспертами с признанными этическими стандартами и судебным опытом», — говорится в меморандуме.

Эксперты, судя по тем проектам, которые предлагаются, будут рекомендоваться странами Запада и международными финансовыми организациями. Это фактически означает внешний контроль за судебной системой Украины.

Антикоррупционный блок: НАБУ разрешат прослушку

По НАБУ в меморандуме говорится следующее. «Мы будем поддерживать институциональную и оперативную независимость НАБУ, в том числе путём процедур назначения его руководителя и ограничения оснований для увольнения. Мы также сохраним исключительные полномочия НАБУ по расследованию коррупционных деяний. Мы будем усиливать следственные полномочия НАБУ по использованию широкого спектра методов расследования, включая тайные операции, перехват сообщений (прослушку — Ред.), доступ к компьютерным системам и задержание, без необходимости полагаться на другие правоохранительные органы».

Этот пункт содержит в себе два сигнала. Во-первых, в нём зашита защита главы НАБУ Артёма Сытника от увольнения через принятие изменений в закон (что уже давно пытаются сделать украинские депутаты и что не нравится Западу, который покровительствует Сытнику).

Во-вторых, как и писал ранее известный юрист Андрей Портнов, документ содержит норму о предоставлении права НАБУ на прослушку. В меморандуме указано, что уже внесены поправки в закон №2019/187-IX, позволяющие НАБУ это делать. К концу июля 2020 года будет предоставлено всё необходимое оборудование и ресурсы, чтобы уже к сентябрю НАБУ могло прослушивать стационарные телефоны.

«Мы позаботимся, чтобы НАБУ имело основную юрисдикцию в отношении уголовных дел о коррупции», — говорится в меморандуме. То есть по расследованиям, касающимся коррупции, главным будет НАБУ, а не другие правоохранительные органы.

Энергосектор: повышение цен на газ, отопление, введение санкций против неплательщиков комуслуг, трудновыполнимое обязательство по увеличению добычи газа

«Действие постановления об обязательном предоставлении специальных услуг на поставку газа домохозяйствам (постановление Кабмина №867, в котором прописано ценообразование на газ для населения — Ред.) будет прекращено 1 июля 2020 года, после чего цены будут полностью определяться рынком. Специальные обязательства будут действовать до мая 2021 года только в части поставок газа коммунальным предприятиям», — сказано в меморандуме.

Уже с июля по рыночным ценам будет тарифицироваться газ для кухонных плит и для отопления в частном секторе. Фактически это значит, что население переводят на газ по тарифам как для промышленности. А если газ на мировом рынке подорожает, придётся платить ещё больше.

«Мы обеспечим, чтобы к концу августа 2020 года все тарифы на отопление, которые регулирует как НКРЭ так и местные органы власти, отражали все затраты на газ и другие затраты (включая капитальная вложения)», — говорится в меморандуме.

Фактически это означает снятие всех ограничений по тарифам на отопление. Если в них заложить капитальные затраты на ремонт изношенных на 80% сетей, тарифы просто взлетят. Все тарифы пропишут в новых договорах к октябрю 2020 года, и они начнут действовать со следующего отопительного сезона.

«Тарифы на отопление будут пересматриваться не реже одного раза в год до начала отопительного сезона, в соответствии с изменением затрат. С этой целью до начала отопительного сезона 2020-21 гг. мы отменим постановление КМУ № 1082 от 24 декабря 2019 г., которое допускает изменения в счетах за отопление при изменении цены на газ», — указано в меморандуме.

Здесь речь идет об отмене «скидок Гончарука», по которым местные власти корректировали платёжки прошедшей зимы в зависимости от текущей цены на газ. Скидки варьировались от 5% до 30%.

«Мы выберем поставщика на конкурсной основе к концу июня 2020 года. Мы обеспечим, чтобы он имел полный доступ к базе данных потребителей», — указано в меморандуме. Этому поставщику будут передаваться «проблемные» потребители с долгами по коммунальным услугам.

Фактически это «слив» всех долгов по коммуналке, а это десятки миллиардов гривен в одну компанию, которая найдёт, что делать дальше со злостными неплательщиками коммунальных услуг.

«Мы разработаем адекватные инструменты для поставщиков централизованного теплоснабжения, чтобы обеспечить сбор платежей от домохозяйств (в том числе посредством более высоких штрафов и законодательных ужесточений)», что, по сути, означает открытие сезона «охоты на должников» вплоть до выселения из квартир за долги.

В угоду европейским газовым трейдерам «мы обеспечим, чтобы процедура смены поставщиков для бытовых потребителей была упрощена таким образом, чтобы: имела минимальную административную нагрузку для бытового потребителя; могла осуществляться через нового поставщика, который будет действовать от лица потребителя; начало поставок новым поставщиком не затруднялось разногласиями между потребителем и предыдущим поставщиком, в том числе какими-либо претензиями по непогашенным платежам», — говорится в меморандуме.

Это структурный маяк с выполнением до августа 2020 года выгоден европейским газотрейдерам, которые давно хотят более активно работать на нашем рынке.

«Чтобы увеличить добычу газа и содействовать энергетической независимости, мы упростим и ускорим процедуры получения разрешений на разведку и разработку газовых месторождений, обеспечивая при этом прозрачность, в том числе путём проведения аукционов по разрешениям (через ProZorro.Продажи). Мы также будем наращивать инвестиции в существующие месторождения для увеличения добычи, обеспечивая при этом соответствие экологическим стандартам».

Пункт нужный, но, скорее всего, невыполнимый, поскольку все планы по наращиванию добычи «Нафтогаз» успешно провалил. И пока нет оснований говорить, что стратегия по добыче газа поменяется.

Планы в отношении транзита — окончательное приведение полномочий независимого оператора ГТС «Магистральные газопроводы Украины» в соответствие с Третьим энергетическим пакетом ЕС к концу марта 2021 года. До этого времени окончательного лишения полномочий «Нафтогаза», которое ему прочили после анбандлинга, судя по всему, не будет.

Более того, в меморандуме есть намерение принять новый корпоративный устав для Нафтогаза до сентября 2919 года. А это значит, что «Нафтогаз» станет ещё более автономным, своего рода «государством в государстве». Как видно из меморандума, такие же изменения готовятся и по другим госкомпаниям. Учитывая, что в набсоветах госкомпаний много иностранцев, можно констатировать, что и государственные активы фактически тоже будут под внешним контролем.

Земельная реформа: законодательство будет совершенствоваться

В меморандуме сказано, что Украина создаёт рынок сельхозземли, сняв мораторий, и приводятся основные параметры нового закона. Но дают понять, что он не окончательный.

«Мы будем изучать возможности для расширения участия и конкуренции на рынке», — сказано в документе. Это можно трактовать как готовность властей к пересмотру закона. В том числе, в части разрешения на приобретение земли юрлицам и иностранцам и изменениям по нормам продажи в одни руки.

К концу июня 2020 года анонсировано принятие законодательства по компенсации кредитных ставок и кредитным гарантиям для фермеров, упорядочении процедур передачи земли и децентрализации управления земельными ресурсами (проект № 2194), земельным аукционам и др.

«Чтобы обеспечить выполнение правовых норм и предотвратить уклонение от уплаты налогов, мы к 1 января 2021 года создадим систему общественного мониторинга, основанную на обобщении информации кадастровой, регистрационной и фискальной служб. Мы внедрим механизм определения конечных бенефициаров юридических лиц, владеющих землей», — сказано в меморандуме.

Приватизация: большая приватизация отменяется, но Одесский припортовый завод будет приватизирован в обязательном порядке

«Фонд госимущества будет стремиться организовать тендеры по приватизации, по крайней мере, 2 крупных государственных предприятий к концу декабря 2020 года, если позволят рыночные условия, и как минимум ещё трёх к концу июня 2021 года, включая компании из следующего списка: Одесский припортовый завод, «Объединённая Горно-рудная компания», «Центрэнерго», «Электротяжмаш», Краснолиманский рудник, «Президент-Отель», — говорится в меморандуме.

Таким образом, на этот год большая приватизация отменяется полностью, что, собственно, уже заложено в бюджет (поступления от приватизации в бюджет урезали с 12 млрд до 500 млн). Правда, не факт, что ОПЗ будет продан, ведь его приватизацию прописывали и в предыдущих меморандумах.
Независимый от украинской власти «Нафтогаз»

Антимонопольный комитет будет карательным органом

Несколькими строками в меморандуме прописаны планы по Антимонопольному комитету Украины.

«Мы примем законодательство для обеспечения его финансовой и операционной независимости; назначение и освобождение от должности председателя АМКУ будут прозрачными, конкурентоспособными и вне политического вмешательства; усиление полномочий АМКУ по проведению обысков и выемки документов, а также по получению информации и обмена ею с другими правоохранительными и государственными органами, решения АМКУ приобретут статус исполнительных документов».

То есть, Антимонопольный комитет хотят сделать полноценным карательным органом, решения которого уже нельзя будет оспорить в судах (ранее компании таким образом списывали миллионные штрафы).

Выводы.

Хотя обещаний в меморандуме много, структурных маяков несколько (часть из них уже выполнены):

— Внесение изменения в таможенные и налоговые кодексы и другие законы для обеспечения работы Таможенной и Налоговой служб в качестве единых юрлиц;
— Принятие законодательного пакета по банкам, Кодексу административной юстиции и другие процессуальные кодексы;
— Принятие плана для смягчения потенциальных рисков, связанных с финансовой стабильностью и государственными финансами, в результате неблагоприятных судебных решений;
— Принятие закона о криминализации незаконного обогащения в соответствии с международными стандартами и Конституцией Украины;
— Внесение поправок в законодательство в соответствии со стандартами ФАТФ.
— Снятие ограничений на тарифы на отопление для населения.

До июня 2020 года
Планы по сокращению доли проблемных кредитов государственных банков должны быть официально одобрены акционером и утверждены Советом по финансовой стабильности и НБУ

До августа 2020 года
Тарифы на отопление, которые устанавливает как НКРЭ, так и местные органы власти, должны быть пересмотрены и официально приняты с учётом всех затрат на газ и другие составляющие себестоимости (включая капитальные вложения); упрощение процедуры смены поставщика газа

До сентября 2020 года
Разработка новых организационных структур для Государственной налоговой службы и Государственной таможенной службы для делегирования полномочий и подотчётности в обеих организациях как единых юридических лиц; укрепление корпоративного управления на государственных предприятиях, в том числе путём принятия нового корпоративного устава для Нафтогаза

До октября 2020
Принять законодательные изменения для усовершенствования механизма ликвидации банков и возврата активов; принять поправки к Закону о Высшем совете юстиции с целью изменения процесс отбора с учётом нормы о добропорядочности

До ноября 2020 года
Принять поправки к Закону о банковской деятельности, подготовленные в координации с МВФ и Всемирным банком для приведения системы корпоративного управления к Базельским принципам корпоративного управления 2015 года для банков; ввести новую структуру капитала (с соответствующим графиком реализации); предоставить НБУ юридические полномочия для калибровки требований к капиталу и ликвидности на основе профиля рисков банка; ужесточить лицензионные требования и требования к акционерам

Март 2021 года
Аудит Государственной аудиторской службой Украины с участием сторонних аудиторов расходов, связанных с COVID-19.

Как видно, новый кредит МВФ означает усиление налоговой нагрузки на бизнес и полный запрет на льготы и преференции, что минимизирует возможности быстрого восстановление экономики после кризиса. Фактически этот меморандум ставит крест на экономическом росте.

Для нас, рядовых украинцев, договорённости с МВФ тоже не обещают ничего хорошего. Медицина будет менее доступной, платной, как и школы для детей. Коммунальные тарифы будут расти. Также есть риск повышения пенсионного возраста.

scroll to top