Нынешним «отцам» Одессы есть с кого брать пример: Николай Новосельский

«В июле 1869 года Государь Наследник Цесаревич и Цесаревна с Великим Князем Алексеем Александровичем отправились в путешествие по России, — вспоминал в «Записках моряка-художника» Алексей Боголюбов, сопровождавший царственных особ в том вояже. – В Одессе нас встречал, конечно, всякий генералитет и одесский городской голова Николай Александрович Новосельский, великий прожектёр и аферист, вечно всё хорошо начинавший и везде прогоравший… Вся его жизнь шла в вечных скачках с препятствиями», — считал знаменитый в XIX веке в России маринист.Художник Главного морского штаба Алексей Боголюбов и Николай Новосельский были давними санкт-петербургскими знакомыми. Со времени, когда Николай Александрович успешно окончил столичный университет. Уже тогда, отмечая его «спекулятивную жилку», современники считали Новосельского «курьёзным человеком». Тем не менее, изрядная, казалось, предприимчивость особых барышей ему не приносила. Тот же Боголюбов вспоминал, что когда Новосельский «служил ещё в Синоде, бедствовал, и тогда мы, распив вместе полштофа водки, закусывали селёдкой».  

Ситуация кардинально изменилась после того, как Николай Новосельский оказался в городе у «самого синего моря». Современник писал: «Я не буду описывать красы города Одессы, они известны многим россиянам, ибо самые высокий плуты, банкиры и казнокрады – все были продуктом этого нового культурного города с евреями, греками, итальянцами, турками, армянами и пр. и пр.». В Южной Пальмире, как изысканно изъяснялись литераторы того времени, Фортуна явила Новосельскому свой божественный лик…

Только что окончившаяся Крымская война обернулась для Российской империи подписанием в марте 1856 года унизительного Парижского договора. Согласно ему на Чёрном море были полностью уничтожены военные парусники, а пароходов оставалось всего 8: 5 морских и 3 речных. Естественно, что в северной столице были озабочены этим обстоятельством. Идеальным выходом из ситуации была бы постройка на юге страны торгового флота, корабли которого, в случае новой войны, могли бы выполнять боевые задачи в акватории Чёрного моря.

Такая оказия случилась в мае 1856 года: флигель адъютант Николай Аркас и 38-летний тайный советник Николай Новосельский подали на имя императора Александра II «нижайшее прошение» об учреждении в Одессе частного пароходства. Из Санкт-Петербурга тут же последовало высочайшее «добро». Получив из казны не только кредиты, «вольную» на пошлину, но и готовые суда, уже в августе было создано Русское общество пароходства и торговли – РОПиТ. 

В скором времени Общество буквально монополизировало торговые маршруты по нескольким важным направлениям – Кавказскому, Галацкому и далее, по Средиземному морю, — Марсельскому. Войдя в силу, РОПиТ озаботилось пассажирскими перевозками: его суда бороздили морскую гладь и совершали сообщение между речными портами на Днепре, Днестре, Доне, Дунае и Буге.С учреждением РОПиТа Николай Александрович отдался трудам по углублению дна одесского порта. На эти работы было выделено полмиллиона рублей, но на самом деле этих средств не хватало – требовалось в 10 раз больше. И тогда гарантом при получении ссуды выступил генерал-губернатор Коцебу…

Помимо того, Новосельский выступил инициатором постройки железной дороги. Одесса получила второе дыхание. В 1858 году в Париж «после мира по окончании Крымской кампании приехал Великий князь Константин Николаевич и с ним явился известный устроитель Черноморской пароходной компании Николай Александрович Новосельский, — вспоминал Алексей Боголюбов. – Новосельский жил в Гранд Отель дю Лувр, занимал огромное помещение, держал приёмный салон и имел двух секретарей – виолончелиста Ададурова и скрипача Горского. С их содействием он набрасывал планы будущих контор пароходных, покрывающих и Европу, и Азию для русского пароходного Черноморского общества. Набирался персонал, устраивались корреспонденции, телеграммы шли по всем направлениям, и народ кишел и сидел в Отеле дю Лувр, ища случая представиться гениальному творцу нового, небывалого русского дела. А в это время, когда зал был полон просителями, где все молча ожидали своей участи, мы весело с хозяином закусывали в ожидании сытного обеда. Но вот настал момент действия! Николай Александрович, встрёпывая себе чуб, принимал вид усталого глубокомыслия и подобно удручённому неусыпными трудами государственному деятелю, когда два зуава в цепях на груди открывали обе половины дверей, он, медленно ступая, подходил к одному из концов посетителей, выстроенных шеренгою, которая вся целиком, подобно тростнику от нашедшего порыва ветра, преклонялась перед государственным человеком. Все опрашивались очень обстоятельно, секретари записывали прошения устные и принимали бумаги, и это было приятно видеть, что все уходили с лицами радостного удовольствия, ибо Николай Александрович умел всем обещать широко, поощряя надежду… Так шли дела по устройству Черноморской компании».

Тот год стал, пожалуй, самым успешным для Новосельского с точки зрения ведения коммерции. Расширяя деятельность, он профинансировал «брак по расчёту» пароходной компании «Кавказ», занимавшейся грузоперевозками по Каспию, с волжскими собратьями – «Меркурием» и «Русалкой». В объединённок компании «Кавказ и Меркурий», получившей стараниями Николая Александровича ежегодные государственные субсидии в 340 тысяч рублей, льготы, в том числе право покупки казённых пароходов, и заказы, он стал председателем.

В том, 1858-м, Николай Новосельский занялся ещё одним прибыльным делом. Крымская компания самым неожиданным образом повлияла на цены на соль, которые резко подскочили. Чтобы решить эту проблему, граф Строганов произвёл серьёзное изыскание в Хаджибейском и Куяльницком лиманах в надежде наладить здесь добычу «белого золота». И вот теперь владелец водных и стальных манистралей, получив от \Одесской городской думы разрешение «с разными льготами», взял эти лиманы в аренду на 25 лет. Правда, городская власть поставила концессионеру условие: Общество Куяльницко-Хаджибейских соляных промыслов должно добывать не менее полутора миллионов пудов соли в год и продавать её не дороже 14 копеек за пуд. Но Новосельский, превратив лиманы в прибыльный солепромысел, вырабатывал ежегодно 3-4 миллиона пудов…  А ещё, «не пропадать же добру«, создал на основе целебных грязей Куяльницкого лимана, првосходящих по своим лечебным качествам грязи Мёртвого моря, курорт Куяльник с грязелечебницей.

В 1867 году одесситы избирают Новосельского своим городским головой. Известна даже точная дата этого события – 15 декабря. Перво-наперво городской градоначальник, образовав Одесское кредитное общество, занялся реформированием и развитием городской финансовой системы.

После чего в город стали доставлять прибужский гранит для укладки улиц и мостовых. Кстати, до сих пор на Пушкинской, Дерибасовской и некоторых других улицах города эта кладка сохранилась в первоначальном виде. Тогда слух о качестве одесских магистралей достиг даже до Нового Света. В американском кинофильме «В старом Чикаго» есть такой эпизод: мэр будущей автомобильной столицы Америки посылает в Одессу своих дорожников для того, чтобы они изучили опыт укладки камнем городских кварталов.

В пору правления Новосельского в Одессе возводятся безупречные в архитектурном плане здания, ставшие украшением освещённых газовыми фонарями улиц. Город обзавёлся уютными парками и скверами, была проложена канализация.

Также Николай Александрович добился увеличения ассигнования на санитарные службы и городскую полицию. К слову, одесские стражи получали самое высокое в империи денежное содержание. Таким образом, Одесса превращалась в один из самых благоустроенных и респектабельных городов Европы.

«Однако, — писал Александр Пушкин, — в сей Одессе влажной ещё есть недостаток важный; чего б вы думали? – воды». И тогда инженеры Доминикан и Головачёв разрабатывают технический проект водопровода Днестр-Одесса, а для решения его практической части Николай Новосельский приглашает английских специалистов. 3 сентября 1873 года на Соборной площади вокруг специально сооружённого грота-фонтана собралась многотысячная толпа одесских зевак. И после торжественных речей, под звуки медного марша духового оркестра, из грота взметнулась ввысь мощная струя воды…  Теперь одесситы смогли потреблять «днестровскую живительную влагу», а сам одесский водопровод по качеству воды признали лучшим не только на юге Российской империи, но и в Европе.По иронии судьбы, в тот год, несмотря на обилие воды, в Одессе сгорел городской театр…

Однако Новосельский, словно «стойкий оловянный солдатик», достойно переносил обиды и превратности судьбы. Свидетель тех дней вспоминал: «Позднее я увидел его упавшим очень низко, но он вставал опять и снова падал, не переставая быть добрым, пожалуй, умным человеком, но только с вечными провалами, как у себя в семье, так и в обществе. Но что нельзя отнять у Новосельского, это был своеобразный тип деятельной плодовитой русской натуры. Как только у него заводился грош, он меценатствовал…». При этом не афишируя стоголосно, по примеру нынешних «благодетелей», свою помощь неимущим согражданам и многочисленным богоугодным заведениям.

Особой же заботой Николая Александровича пользовалось народное образование. Это он, вместе со своим единомышленником Семёном Яхненко, стал организатором народных училищ. А свой жизненный опыт Новосельский аккумулировал в двух книгах- «Социальные вопросы в России» и «Средства к подъёму производительности России».

Настоящий «отец города», Николай Новосельский, человек высокой культуры и образованности, слыл вдохновенным любителем театра и страстным коллекционером живописи. А ещё он любил путешествовать. Именно во время поездки по Европе Николай Александрович Новосельский и скончался. Случился этот прискорбный факт 24 сентября 1898 года. Поначалу прах 80-летнего бывшего градоначальника привезли в Одессу, а после отпевания, согласно завещанию усопшего, был доставлен 10 октября в Санкт-Петербург, где и предан земле на Новодевичьем кладбище.

В Одессе для учащихся народных училищ была учреждена стипендия имени Новосельского. По решению гласных Городской думы его портрет должен быть навечно водружён в большом зале заседаний. А через три года улица Ямская, на которой жил Николай Александрович, была переименована в его честь. Существует она и сегодня…

По материалам прессы

Металлочерепица — это кровельный материал из профилированного листа стали, меди или алюминия, который покрыт полимерным слоем и стилизован под черепичную кладку. Большой ассртимент представлен в магазине www.rofua.com.ua

scroll to top