Министерство образования и науки обнародовало для общественного обсуждения методику оценки профессионального опыта учителей, проходящих процедуру сертификации.
Соответствующий документ доступен на сайте ведомства.
Проектом документа предусматривается, что эксперты будут изучать и оценивать профессиональные компетентности по 5 критериям:
1. Способность планировать и осуществлять образовательный процесс на основе личностно-ориентированного и компетентностного подходов с использованием соответствующих педагогических технологий.
2. Способность создавать безопасную и психологически комфортную образовательную среду, направленную на развитие детей и их мотивацию к обучению.
3. Способность налаживать партнёрские отношения с семьями учащихся для развития способностей и возможностей каждого ребенка.
4. Способность к постоянному профессиональному развитию, самооценке и рефлексии.
5. Способность моделировать поведение, в основе которого уважение к правам человека, демократические и другие общечеловеческие ценности.
Каждый из этих критериев будет включать от 4 до 10 показателей, которые будут оцениваться от 1 до 3 баллов. Для получения информации эксперты смогут использовать такие источники, как наблюдение за деятельностью учителя, посещение уроков, интервью с учителем, беседа с руководством школы. Работа каждого учителя будет оцениваться не менее чем двумя экспертами.
Пилотный период сертификации может длиться 2-3 года, пока не будет наработан инструментарий для оценивания. Только после этого можно будет ставить вопрос о замене аттестации сертификацией.
Отмечается, что в 2019 году проводится пилотный проект по сертификации 1000 учителей начальной школы. Сертификация является добровольной, а тем педработникам, которые пройдут процедуру регистрации, обещают ежемесячную доплату в размере 20% от должностного оклада.
Приказом МОН определена предельную численность учителей начальных классов в каждом регионе, которые могут пройти в этом году процедуру сертификации. Учитывая количество начальных классов, больше всего гарантированных мест получили Львовская, Днепропетровская и Одесская области — 71, 68 и 62 места соответственно.
Процедура сертификация будет состоять из 3-х этапов: экспертная оценка профессиональных компетенций участника через изучение практического опыта их работы; самооценка участником собственного педагогического мастерства (е-портфолио); оценка профессиональных знаний и умений участника через независимое тестирование.
Сообщается, что в первый день регистрации на процедуру сертификации зарегистрировалась почти треть определённого по квоте количества учителей.