Жизнь замечательных одесситов: физик Георгий Де-Метц

О людях, подобных учёному-физику и энергичному организатору строительства Георгию Де-Метцу, академик Пётр Капица говорил: «история науки показывает, что великий учёный – это не обязательно великий человек, однако великий учитель не может не быть великим человеком»…

Георгий родился 21 (8) мая 1861 года в солнечной Одессе в семье бельгийского подданного Георгия Де-Метца и местной красавицы Ольги Травиной.

dom_34

На месте этого дома 34  по ул. Базарной в Одессе стоял доходный дом И. Драгинского, в котором в 1885-1891 годах проживал Де-Метц.

Инженер по профессии, Де-Метц старший занимался коммерцией, но через два года после рождения сына покинул Южную Пальмиру и больше никто и никогда его не видел. Пришлось Ольге Константиновне самой поднимать сына.

В силу обстоятельств маленький Георгий поэтапно учился в частном пансионе, Одесской Ришельевской гимназии, а закончил фундаментальное среднее образование в Николаевской Александрийской гимназии. Выпущенный оттуда в 1881 году с золотой медалью, Георгий поступил на математическое отделение физико-математического факультета Новороссийского университета.

Но всё же его пристрастием стала именно физика. Этот выбор научного направления сделал возможным стажировку Георгия Де-Метца в Страсбургском университете у всемирно известного учёного, профессора Августа Кундта.

Стажировка дала возможность молодому одесскому таланту защитить докторскую диссертацию по физике. Тогда же Георгия пригласили экстраординарным профессором в Киевский университет святого Владимира, а через 5 лет он становится ординарным профессором кафедры физики. Его приглашают в комитет по созданию Киевского политехнического института, после открытия которого «по ходатайству Его Превосходительства господина Министра финансов выражена ему в чине других членов Строительной комиссии Высочества Его Императорского Величества благодарность за понесённые труды по сооружению Института».

С сохранением места в университете Де-Метц был назначен на должность ординарного профессора кафедры физики в новосозданном политехе имени императора Александра II.

Истинный радетель образования, Де-Метц не жалел ни собственных сил, ни своих скромных финансов для обустройства КПИ. Именно благодаря его усилиям на заре ХХ века при Киевском университете был создан музей физических приборов, а в КПИ – музей физической лаборатории. Для её оборудования профессор выписывал из-за границы нужные приборы-экспонаты. Уже в 1903-м их насчитывалось более тысячи – маятник Фуко, коллекция калориферов работы Женевского общества и многое другое. Не меньшую заботу Георгий Георгиевич проявлял и в отношении книжных собраний университета и политеха, а позже и Педагогического музея.

Ещё одним проявлением деятельности профессора стало редактирование и издание научно-популярного журнала «Физическое обозрение», за что и был избран почётным членом Парижского физического общества, а позже —  Московского общества по распространению физических знаний.

С началом противостояния с германцами в Первой мировой войне Де-Метц активно помогал армии, трудясь в военно-промышленном комитете. А когда грянула революция, возникшее в результате этого социального катаклизма цунами отбросило ставшего к тому времени ректором КПИ с берегов Днепра на Дон.

Вместе с Вернадским Де-Метц рассчитывал просить «об исходотайствовании в Ростове сумм, необходимых для поддержания научно-учебной жизни института». Но Деникину ввиду сложностей на фронтах, как тогда говорили «внутренней войны», было не до науки. И только в Новороссийске учёных принял один из командиров Добровольческой армии, генерал-лейтенант Африкан Богаевский.

Это событие зафиксировал в своём дневнике Вернадский; «Вчера были депутацией (я, де Метц, Шапошников и Тимошенко) у Богаевского. Богаевский принял очень любезно. Очень откровенен. Положение мрачно». В то время Вернадский думал лишь «о спасении культуры устройством русских учёных за границей» и договорился с сербским правительством о пароходе с Крыма для вывоза русских учёных.

Однако, Де-Метц в Крым не поехал, а остался на Кубани, где в июле 1920 года возглавил комиссию по открытию Кубанского государственного университета, который через год сам и возглавил.

Но учёного тянуло в Киев, однако место на кафедре физики было занято, и Де-Метц стал трудиться в Киевском институте народного образования (КИНО). Однако из-за конфликта с ректором С.М.Семко, «манера» поведения которого не понравилась Де-Метцу, он уходит из КИНО.

«31 декабря 1929 года Де-Метц записал в своём дневнике: «На этом обрываются мои наблюдения в КИНО. Сегодня я сдал имущество… проф. П. Г.Лапинскому… и на этом кончается моя связь с бывшим Университетом св.Владимира, начавшаяся с 1 января 1892 г,. и кончающаяся 1 января 1929 г.  Итого 37 лет. Расставание было тяжёлым. Трудно примириться с манерою ректора С.М.Семко расправляться с старым профессором. Когда же мне удастся возобновить научную работу?».

Но и этого унижения было мало; учёному назначили мизерную пенсию – 136 рублей 40 копеек…

И всё-таки Георгий Де-Метц вернулся в науку. Его пригласили заведовать кафедрой в Киевском педагогическом институте имени А.М.Горького. Тут он проработал до конца своих дней.

Умер заслуженный профессор физики 2 марта 1947 года и был похоронен на Лукьяновском кладбище.

По материалам прессы