Медреформа: рай для пациентов или геноцид народа

Сколько людей –столько и мнений. В нашем случае это утверждение можно перефразировать: сколько  депутатов, столько и разных позиций. Особенно, когда речь заходит о медицинской реформе.

«Эта реформа расстреляла украинскую медицину!», — сказала Юлия Тимошенко.

«Принятая Парламентом медицинская реформа покончила с системой скорой помощи в стране», — такой вывод сделал известный украинский медик, руководитель профильного парламентского комитета Ольга Богомолец.

«Не надо медицинский геноцид называть реформой», – это нардеп Сергей Кивалов.

Депутат Одесского облсовета Роман Сеник из»Оппозиционного блока» заявил, что старт медицинской реформы в Украине с января 2018 года приведёт к коллапсу здравоохранения.

Не случайно не было единодушия и при голосовании «Закона о государственном финансировании гарантий предоставления медицинских услуг и лекарственных препаратов»,  т.е.  закона, который мы называем медицинской реформой.

За законопроект проголосовали 240 депутатов при минимальном необходимом числе голосов в 226.  В частности,  голоса за законопроект дали Блок Порошенко, «Народный фронт», «Самопомич», «Радикальная партия» и группа «Воля народа».

Законопроект поддержали 6 из 16 нардепов, избранных от Одессы и Одесской области.  В частности, за реформу проголосовали трое из четверых нардепов от БПП (Гончаренко, Голубов, Урбанский) и все депутаты от «Фронта змин» (Дейдей, Унгурян, Фаермарк). Не голосовали или голосовали против (что, в общем–то, одно и то же) член БПП Геннадий Чекита, «оппозиционеры» Кивалов и Скорик, члены «Видродження» Барвиненко и Пресман, а также представитель «Воли народа» Иван Фурсин. Остальные (внефракционный Эдуард Матвийчук, Гуляев, Киссе и Климов из «Видродження») в момент голосования в сессионном зале отсутствовали.

Но уже на следующий день – 20 октября — в  Верховной Раде зарегистрировали проект постановления, в котором предлагается отменить решение Рады о принятии закона о медицинской реформе. Авторами его стали депутаты от «Оппозиционного блока» Михаил Папиев, Игорь Шурма и внефракционный  Олег Мусий.

Теперь по действующему регламенту спикер не может подписать принятый во втором чтении законопроект о медицинской реформе, пока не будет обсуждено данное постановление.

Пока реформа в ожидании депутатского рассмотрения, правительство, Минздрав ведут активную наступательную позицию на умы простых людей, большинство из которых в глаза не видели текст будущих законоуложений о медицинской реформе.

Вот только некоторые заголовки выступлений прессы: «Минздрав опровергает слухи о введении платной медицины»,  «Государство будет платить семейным врачам за каждого пациента напрямую», «Минздрав заверяет, что для всех больниц будет действовать единый тариф»,  «Минздрав опровергает  «драконовские» тарифы на медуслуги» и т.п.

Привлечены даже к обсуждению и мировые авторитеты: послы стран «Большой семерки» (G7) выступили с заявлением, в котором приветствовали принятие законопроекта относительно медицинской реформы Верховной Радой Украины и все прямо в ожидании  его скорого введения в действие:

«Это законодательство является значительным шагом вперёд и направлено на лучшее обеспечение здравоохранения для всех украинцев, достижения эффективной от первичной до третичной медико-санитарной помощи и искоренения коррупции», — отметили послы.

Однако, вернёмся  к критикам реформы.

Одной из первых взбудоражила общественное мнение Ольга Богомолец,  которая рассказала в эфире телеканала «Интер», что согласно реформе в экипаже «скорой помощи» не будет врача. В результате «скорая помощь» превращается в медицинское такси, которое должно только доставить человека в медучреждение.  При этом, по её словам, в настоящее время экипажи скорой помощи госпитализируют не более 10-20% от вызовов. В остальных случаях врачи «неотложки» оказывают помощь на месте.

Затем нардеп Богомолец ошарашила страну обнародованными  на своей странице в Facebook расчётами на операции , заметив, что потенциально украинцам стоит готовиться платить крупные суммы за лечение в случае возникновения необходимости.

Одесские оппозиционные депутаты считают, что министерство здравоохранения скрывает от украинцев принципиальные моменты грядущей реформы: отсутствует перечень бесплатных и платных медицинских услуг и медикаментов, не представлен типовой договор пациента и поставщика услуги,  непонятен принцип взаимодействия медучреждений и новосозданной Нацслужбы здоровья, а также предрекают  массовое закрытие сельских медучреждений.

И вообще, уверены, что главная цель нововведения — уменьшение финансирования медицины из государственного бюджета. Потому как именно такое требование прописано в Меморандуме сотрудничества Украины с Международным валютным фондом.

И Министр Супрун, и её зам Павел Ковтонюк это полностью отрицают. Судя по их выступлениям в прессе, для пациентов медицинских учреждений наступит бесплатный медицинский рай. А врачи не будут знать, куда девать свою зарплату.

«Государство начинает напрямую платить медицинским учреждениям и требовать от них только предоставления пациентам чёткого перечня медицинских услуг, перечисленных в Порядке предоставления первичной медицинской помощи. Всё, что врачи и медицинские учреждения смогут сэкономить, они получат как собственную прибыль.   Отныне заработная плата будет зависеть от количества пациентов, которых поддерживает конкретный семейный врач, терапевт, педиатр», — рассказывает  Павел Ковтонюк.

При этом он отмечает, что изменения первыми почувствуют те врачи, которые решат работать в статусе физического лица-предпринимателя (ФЛП).

По оплате за медицинские услуги на вторичном и третичном звене (высокоспециализированная помощь, которая предоставляется в том числе и в институтах академии меднаук), заместитель министра сообщил, что оплата будет осуществляться за пролеченный случай.

«Государство будет платить установленный тариф за лечение каждого пациента с определённым диагнозом. В тариф будут включаться все расходы: оплата труда врачей и медицинского персонала, лекарства, пребывание в больнице, анализы и диагностические процедуры, коммунальные и капитальные расходы и т.д.», — сказал Ковтонюк.

«За все услуги, которые вошли в программу медицинских гарантий, тариф будет платить государство за пациента», — уверяет нас чиновник.

Ковтонюк объяснил, что принцип «деньги за пациентом», который внедряется медицинской реформой на всех звеньях предоставления медицинской помощи, предусматривает плату за конкретные медицинские услуги, предоставленные конкретному пациенту, — из государственного бюджета. Получать эти средства будет больница, осуществлять оплату — Национальная служба здоровья.

«Первое: каждая услуга будет иметь стоимость. Эта стоимость будет называться тарифом. Когда человек обратился в больницу и ему оказали услуги (наложили гипс, удалили аппендицит), то мы будем знать, во сколько это обошлось. Второе: эту сумму за услуги больница выставит к уплате. Но (внимание! attention! achtung!) не пациенту, а государству. И именно для оплаты услуг будет создана Национальная служба здоровья Украины. Поэтому третье (и главное): пациент не будет платить ничего за услуги, которые гарантированы государством. То есть ноль. Вся суть реформы в том, что государство оплатит услуги за пациента. Этим оно и займется с 2020 года для третичной помощи», — обещает  Ковтонюк.

«Все услуги, анализы, исследования, лекарства, которые предоставляются по государственной программе медицинских гарантий, будут для пациентов на 100% бесплатными. … Реформа вводит новые чёткие правила государственного финансирования медицинской системы, одинаковые для каждого гражданина. Появится чёткий список услуг, которые будут на 100% профинансированы государством: первичная помощь (семейные врачи, терапевты, педиатры), экстренная помощь (резкое ухудшение состояния здоровья, сердечный приступ, инсульт, острый аппендицит, почечная недостаточность, воспаление лёгких и т.д.), паллиативная помощь — прежде всего, адекватное обезболивание, лечение у узких специалистов по направлению семейного врача и плановое лечение в рамках программы медицинских гарантий», — говорится в разъяснении Минздрава.

Министр Супрун призвала украинцев не давать врачам «первички» так называемую «благодарность».

«Врач не может брать за это деньги. Вы таким образом будете его подставлять, потому что тогда Национальная служба здоровья может разорвать с ним контракт. Эти все услуги покрыты государством и предоставляются врачу напрямую (или амбулатории или центру первичной медико-санитарной помощи — ред.), не через областной или районный совет, через главного врача, а напрямую», — подчеркнула Супрун.

На этом моменте пациентам надо бы порадоваться, если бы сумма этого «счастья» не была бы ограничена 210 гривнами в год, согласно бюджетным предложениям, то есть,   58 копейками в день. Думается, не составляет труда представить, как много можно «налечиться» на эти деньги.

Не будем далее расписывать блага, которые нам дарует государство. Их мы нахлебались за годы независимости сполна.

По мнению многих экспертов, из сорока миллионов населения Украины должны остаться не более 20-ти. Это и есть настоящая цель нововведений от правительства. Вообще, в Украине реализована только одна успешная реформа – по уничтожению государства Украина. И медреформа — её составная часть.

В «медицинской реформе» заложен целый ряд скрытых проблем, завуалированных в трогательную заботу о гражданах! Стоит только сравнить предусмотренные 210 гривен в год со средним аптечным чеком. Не в год, а за один раз. Или с ежегодными расходами на лекарства среднестатистического пенсионера. Или с однократными расходами на лекарства для тяжёлобольного. А ведь это только лекарства. В эти 210 гривен в год ведь войдут и расходы на тендерную закупку медикаментов, приобретение, ремонт и обслуживание медицинского оборудования, без которого даже диагноз не поставить.

Судьба больниц, поликлиник и даже высокоспециализированных институтов переложена на местные бюджеты. В дополнение к судьбе школ, профтехучилищ, обслуживанию стареющего жилого и коммунального фонда. Для местных бюджетов это совершенно неподъемно. Так, что о ремонтах в больницах, о комфорте и тепле можно забыть.

Как сказал Кивалов, «о чём можно говорить, если действующая власть не в состоянии даже назначить министра. То есть, вроде, имеется и. о. – иностранная гражданка, миллионерша. А какая у неё ответственность перед государством Украина?  Никакой! Само же государство наделило её полномочиями проводить сценарий законного уничтожения людей». 

Не будем забывать, что есть ещё зарплаты врачей, медсестёр, и содержание помещения больниц и поликлиник. Очевидно, что эта сумма закончится для пациента сразу за входной дверью больницы.

В результате, каждому придётся платить самому и по рыночным ценам, за свои деньги. Если они, конечно, у пациента есть.

Первыми суть реформы поняли врачи. Не случайно ещё в сентябре тысячи медиков по всей стране вышли на протест против так называемой медицинской реформы с плакатами «Не губите систему здравоохранения!»  

Итак, когда Парубий подпишет медреформу?

Председатель Верховной Рады   прогнозирует подписание закона о медицинской реформе после отклонения парламентом проекта постановления, которым предлагается отменить принятие данного закона. Причём, он надеется сделать это в первый же день возобновления  сессионной работы нардепов.

scroll to top