Сегодня исполняется 135 лет первому авиатору Одессы

13 ноября исполняется 135 лет со дня рождения жителя Одессы Михаила Никифоровича Ефимова (1881-1919), первого дипломированного военного летчика.

Как отмечается в Википедии, Михаил родился в Смоленской губернии, но с десяти лет вместе с родителями и тремя братьями жил в Одессе.

Отец Михаила, Никифор Ефимов, в Одессе устроился работать слесарем, его сыновья — Владимир, Михаил и Тимофей — пошли учиться в Одесское железнодорожное техническое училище. Все братья впоследствии стали известными авиаторами своего времени.

Ещё во время учёбы Михаил увлекся вело-и мотоспортом, завоевывал призы. В 1908 и 1909 годах был чемпионом России по мотоциклетному спорту.

В 1909 году совершил первый в Одессе полёт на планере. В том же году при финансовой поддержке барона И. Ксидиаса уезжает во Францию для обучения и уже через год заканчивает французскую летную школу Анри Фармана, назначается летчиком-инструктором в военно-авиационную школу в Севастополе.

21 марта 1910 года в Одессе, на поле ипподрома, состоялся первый полёт Михаила Ефимова в присутствии 100-тысячной публики. В тот день М. Ефимов поднимался в воздух пять раз, выполнив три круга на высоте 50 метров и два полёта с пассажирамии — банкирами бароном И. Ксидиасом и председателем Одесского «Аэроклуба» Артуром Анатрой. Полёты были осуществлены на аэроплане «Фарман-IV». Это были первые публичные полеты на территории Российской империи, заложившие начало развития отечественной авиации.

250px-Efimov_M_N_Nicca_1910
М. Н. Ефимов на «Фармане». Авиационные состязания в Ницце, 1910

Ефремов подготовил много летчиков, испытывал новые самолеты. Впервые осуществил крутые виражи, пикирование, планирующий полёт с выключенным двигателем. В 1912 изобрёл приспособление, позволявшее пилоту запускать авиационный двигатель без посторонней помощи.
MN_Efimov_&_NE_Popov

С апреля 1915 года Михаил Никифорович находился в действующей армии в качестве лётчика-охотника (добровольца) 32-го авиационного отряда. Здесь он выполнял смелые рейды по неприятельским тылам, дерзко и успешно бомбил и фотографировал позиции противника. К этому времени лётчик был полным георгиевским кавалером. А в ноябре 1915 года Ефимова произвели в прапорщики.
150px-Efimov_M_N_2

В 1918 году Ефимов отступал в красных частях в качестве водителя автоколонны, застрявшей под Херсоном. Машины пришлось бросить и сжечь, а Михаил Ефимов пешком добрался в Одессу.

В августе 1919 года в Одессе высадился белогвардейский десант. Михаил Ефимов пытался бежать, но его арестовали и расстреляли.

В Одессе именем Ефимова названа улица в районе Ближние мельницы, установлены мемориальные доски на Княжеской улице, на здании бывшего железнодорожного технического училища (Одесский техникум железнодорожного транспорта), на трибуне Одесского ипподрома.

31 мая 1988 года Международный планетный центр утвердил название «Ефимов» для малой планеты номер 2754. В официальном извещении сообщается, что название дано «в память русского авиатора Михаила Никифоровича Ефимова (1881—1919), который в числе первых летчиков осуществил спирали и виражи».

27 апреля 2005 года в Одессе на территории Госпредприятия Министерства обороны Украины «Одесавиаремсервис» М. Н. Ефимову был открыт памятник.

Добавить комментарий

scroll to top