На автозаправочных станциях Одессы ситуация с продажей бензина А-95 на данный момент вполне стабильна.
Как передаёт корреспондент Одесса News, на вечер 28 мая цена за 1 литр бензина марки «А-95» колебалась на разных автозаправках Одессы от 29,09 до 29,84 грн.
Однако, по мнению политических и экономических экспертов, в Украине намечаются большие проблемы с бензином.
Глава консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн, заявляет, что белорусские производители (а на их долю приходятся порядка 50% рынка бензина Украины) не подтвердили поставки на июнь.
Формально проблема, вроде бы, не касается политики и ухудшившихся отношений Украины с Беларусью после прекращения авиасообщения с Беларусью: «Дело в том, что в Беларуси возникли проблемы с загрузкой крупного нефтеперерабатывающего завода НАФТАН — из-за американских санкций туда прекратились поставки российской нефти. Другой крупный НПЗ — Мозырский — с начала июня останавливается на плановый ремонт. Поэтому белорусы сами опасаются дефицита ресурса. Не исключено, что на сегодняшней встрече Путина и Лукашенко какое-то решение по поставкам нефти будет найдено. Но, если нет, нам стоит готовится к дефициту бензина», — говорит Куюн.
Если же, по мнению руководителя специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, причина с ограничением поставок белорусского бензина политическая, то следующими в списке могут стать дизель и автомобильный газ. Таким образом, под ударом окажется треть украинского рынка нефтепродуктов.
Поскольку Министерство экономики подтвердило информацию о том, что Беларусь готовит настоящий удар по всему импорту из Украины — будет введено лицензирование поставок по всем товарам, есть большие сомнения, что в ситуации с поставками бензина причины чисто технические.
Эксперты считают, что белорусский бензин можно вполне заменить поставками из Литвы. Однако, эти поставки идут к нам через ту же Беларусь. И, если в нынешнем ограничении импорта есть политический мотив, то белорусы могут перекрыть и литовский транспортный коридор.
«Задача стоит нестандартная — найти 50 тысяч тонн «пятого». Без моря не обойтись, а я даже не помню, когда в последний раз эта марка приходила морем», — отметил Куюн.
По его словам, оперативно может увеличить производство Кременчуцкий НПЗ, но этого будет недостаточно.
«Дело даже не в выборе поставщика. Бензин поставляется по долгосрочным контрактам (как правило, годовым). Летом на ресурс всегда повышенный спрос, так что его просто физически может не оказаться», — считает Рябцев.
Остаются разве что совсем экзотические варианты — скажем, делать А-95 из А-92, попросту бодяжить. И часть АСЗ этим, несомненно займутся, — говорят эксперты.
По словам Рябцева, в случае прекращения поставок белорусского бензина, украинских водителей ждут непростые времена. «Однозначно будет дефицит и ажиотажный спрос», — говорит он.
«Понятно, что рынок поколбасит, как минимум пока не найдутся поставщики, которые могут заместить белорусский ресурс», — считает Куюн.
Владелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин оценивает ситуацию более спокойно: «Предложение уменьшится, но цены в первой половине июня на АЗС не изменятся, а потом ресурс подвезут. Думаю, пока ничего страшного не произошло», — говорит он.
Фото: Одесса News/Александр Александров
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://t.me/joinchat/UtNeW3LzPmqqxBod — будьте в курсе важнейших событий.