Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Нидерланды в Украине Эдуард Хукс посетил Одесский музей западного и восточного искусства. Он ознакомился с выставкой «Золотой век: искусство Голландии ХVII века (из фондов музея)».
Здесь выставлены 27 картин, один оригинальный рисунок, 28 гравюр, несколько произведений дельфтского фаянса. Из них лишь пять картин находились в постоянной экспозиции, часть работ демонстрировалась только в 1958 году, а несколько произведений показываются впервые. Выставка этих шедевров стала возможной благодаря титаническим усилиям одесских и киевских реставраторов.
В ходе общения чувствовалось: Эдуард Хукс не только горд, что работы его соотечественников видит украинский зритель, но и профессионально разбирается в искусстве. И счастлив, что шедевры в ходе его посещения не пострадали. Дело в том, что многочисленные телеоператоры в поисках лучшего ракурса не слишком обращают внимание на происходящее за их спиной… И таким образом даже знаменитые работы Франса Хальса «Евангелист Лука» и «Евангелист Матфей» несколько раз оказывались на грани повреждения. Но обошлось.
В ходе визита голландского посла два выставочных зала — один с картинами, а другой с гравюрами и фаянсом — для обычной публики были закрыты «по техническим причинам». Ничего страшного и недемократичного в этом нет. Хуже другое. Любой зритель с улицы в другое время сможет ознакомиться с голландской выставкой в полном объёме, то есть побывать в двух залах. А Чрезвычайного и Полномочного Посла Королевства Нидерланды в Украине пустили только в зал с картинами!
Что это: какой-то дипломатический демарш? Господину Эдуарду Хуксу и Королевству Нидерланды украинские власти на что-то намекнули?
Ничего подобного, всё куда проще. Организаторы посещения просто решили поберечь здоровье и тонкую душевную организацию посла. Заодно и не позориться. Ведь гравюры вывешены на стенах, «расшитых» широкими и глубокими бороздами для дальнейшего ремонта. С торчащей дранкой.
В зале с картинами стены такие же, но их не видно, они скрыты чёрными полотнищами, оставшимися после «самурайской» выставки, проходившей лет пять назад. Сотрудники музея между собой называют его Чёрным залом. Точнее назвать его Траурным залом. Не хватает только гроба с покойником.
И тут не выдержал Эдуард Хукс. Под дипломатическим панцирем оказалось сердце человека, который не может бесстрастно наблюдать за гибелью шедевров, принадлежащих не только Украине, но и опосредованно — Голландии и всему миру.
— Им не жарко? — спросил Эдуард Хукс, указывая на евангелистов Луку и Матвея.
— Жарко, — с горечью согласилась экскурсовод, добавив,что в этом зале картины находятся временно.
Успеют ли эти и другие шедевры за полтора месяца выставки вновь начать приходить в негодность после реставрации?
Годы, десятилетия продолжается реставрация Одесского музея западного и восточного искусства. Нужно ещё отремонтировать три зала. Финансирования практически нет. Сотрудники музея героически делают то, что в их силах. Но они не могут заменить собой государство, которое обязано брать на себя защиту культурных ценностей Украины.
…Из залов, где сейчас располагается голландская выставка, «давным давно» исчез великолепный паркет. Рассказывают, что прораб, руководивший ремонтом, объяснил это тем, что паркет пошёл в топку. Так ли это или музейный паркет сейчас украшает чей-то особняк? Да какая в сущности разница, ведь всё равно никто ни за что не ответит. Ни за паркет, ни за всё, что происходит с этим замечательным музеем и его экспонатами.
Борис Штейнберг
Фото: Пушкинская