Христиане Восточного обряда в воскресенье, 9 апреля, отмечают Праздник Входа Господня в Иерусалим, или, как его еще называют в народе, Вербное воскресенье.
Праздник имеет несколько названий: его называют Цветочной неделей, а со времен Руси — Вербное воскресенье — от традиции верующих приходить в этот день в церковь с ветками вербы, потому что она первая извещает о приходе весны.
В этот день Иисус на осле въехал в Иерусалим. Приближался иудейский праздник Пасхи, поэтому в город прибывало много людей. Иудея была тогда одной из провинций Римской империи и ее жители верили, что должен появиться Тот, кто избавит их от господства римлян. И горожане, и паломники приветствовали Иисуса, устилая Ему дорогу пальмовыми ветвями. Толпа, обезумев, кричала: «Осанна! Благословен Грядый во имя Господне! Царь Израилев!» Они знали, что накануне Он воскресил мертвого Лазаря, который пролежал в пещере целых четыре дня — такого чуда не творил никто и никогда, потому иудеи и приветствовали Иисуса как своего Царя.
Праздник символизирует, с одной стороны, признание Иисуса Мессией (Христом), а с другой — является прообразом входа Сына Человеческого в Рай. На многих языках мира это воскресенье называется Пальмовым — учитывая ветви пальм, которые стелили на дорогу при въезде Иисуса в Иерусалим. Однако на славянских просторах пальмы не растут, поэтому естественно, что люди заменили их на веточки вербы, которая именно в это время начинает зеленеть и цвести, поэтому изменилось и название — вместо Пальмового, воскресенье стало Вербным.
Праздник Входа Господня в Иерусалим входит в 12 самых больших праздников церковного календаря и отмечается всегда в шестое воскресенье Великого поста, ровно за неделю до Пасхи. Так как в этом году Пасха у христиан восточного и западного обряда совпадает, что случается крайне редко, то и праздновать Вербное воскресенье и католики, и греко-католики, и православные будут в один день.
В Украине праздник Входа Господня в Иерусалим в народе называли просто — Вербное воскресенье. Люди утром идут в храмы, чтобы посвятить вербу, потому что верили в целебное свойство освященных веточек. Первыми пытались взять веточки дети, ведь кому достанется самая большая, «тот будет счастливым». Кому досталась сухая ветка, то значило, что в хозяйстве не будут вестись овцы. Возвращаясь из церкви, крестьяне вонзали большие ветви у дороги или на огороде, «чтобы освященное дерево пустило глубокие корни». Перед тем как посадить ветку, говорили: «Чтобы росла Богу на славу, а нам, людям, на добро». Вербу высаживали и в поле возле колодцев, чтобы вода всегда была чистой и холодной.
После Вербного воскресенья нередко возвращалось похолодание — «пришла Вербница — назад зима воротится».
8 апреля, как сообщает информационный отдел Одесской епархии, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, митрополит Одесский и Измаильский совершил всенощное бдение в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре и совершил освящение вербы.
Фото: Одесская епархия