— Были ли в вашей длительной тренерской карьере случаи, когда не вы, а кто-то другой определял состав команды на матч?
Этот вопрос я задал вчера в Одессе главному тренеру сборной Украины по футболу Михаилу Фоменко.
Ответ был примерно такой: да, случалось, попытки давления бывали, но у тех, кто это делал, не получалось. Однако тренеру приходилось уходить.
После этого напрашивался следующий вопрос: «Почему же вы допускаете подобное сейчас, в сборной?».
Но вопрос не был задан, так как был бы некорректным после официального заявления «тренерского штаба» сборной Украины, прозвучавшего несколько дней назад:
«В связи с повышенным интересом средств массовой информации к приглашению или неприглашению кандидатов в сборную Украины из числа игроков, которые выступают в чемпионате России, хотим заявить следующее.
Игрокам Евгению Селезнёву, Андрею Пилявскому, Богдану Бутко и Александру Зинченко, как и всем другим кандидатам в национальную команду, которые выступают в иностранных чемпионатах, вызовы были направлены 10 марта (в соответствии с регламентом ФИФА по статусу и трансферам игроков это необходимо делать за 15 дней до начала «международного окна»). Эти приглашения носили предварительный характер, поскольку на то время тренерский штаб сборной Украины еще не определился с составом команды на этот сбор.
Окончательная заявка была сформирована 17 марта. В тот же день этот состав был обнародован на официальном сайте Федерации футбола Украины. Состав сформирован тренерским штабом на основе игровых характеристик и стратегического видения тренерского штаба. Никаких других причин отсутствия игроков на сборе, в том числе политических, о чем неоднократно упоминалось в СМИ, нет. Названные кандидаты и далее остаются в поле зрения тренерского штаба.»
И в заключении своего заявления тренерский штаб подчеркнул, что далее будет общаться с прессой только по сугубо футбольным моментам, а «политические вопросы» останутся без ответа.
***
То, что официальные лица украинского футбола будут отрицать какую-либо политическую составляющую неприглашения футболистов, играющих в России, сомнению не подлежало. Стоило им приплести сюда политику, и тут же могли последовать серьезные санкции со стороны ФИФА и УЕФА. Но то, что невызов футболистов в сборную связан с сильнейшим давлением, которое было оказано на Михаила Фоменко, а то и с прямым указанием, сомнению не подлежит.
Аргумент же о том, что «приглашения носили предварительный характер» попросту жалок. Есть ли в регламенте ФИФА понятие «предварительного приглашения»? В этом приходится сомневаться.
Зато совершенно точно регламентом ФИФА не предусмотрено, что клубы должны узнавать, что их игрока всё-таки не пригласили, с официального сайта Федерации футбола Украины. В футбольном мире существуют более вежливые способы коммуникации.
***
Что же касается циничной и мерзкой истерии, поднятой в нашей стране так называемыми патриотами, требующими не пускать «предателей» в сборную Украины…
Они почему-то не гнушаются жить за счёт сотен тысяч, а, пожалуй, даже миллионов своих близких, тяжко работающих в России.
Снисходительны к своему президенту, аморально зарабатывающему сотни миллионов на территории «государства-агрессора» и подпитывающего российскую казну десятками налоговых миллионов.
Не заставляли Анатолия Тимощука досрочно разрывать контракт с питерским «Зенитом», не организовывали сбор денег, чтобы тот мог выплатить миллионную неустойку. (То, что у Тимощука был действующий контракт, а Селёзнев подписал новый, роли не играет.)
А сейчас престарелый Йожеф Сабо гневно поучает Евгения Селезнёва, что за российский клуб тому играть негоже. При этом эксперт не берёт на себя обязательств содержать селезнёвскую семью.
Ещё два года назад Сабо обещал взять автомат и пойти воевать. Теперь он снова грозит кому-то автоматом и участием в АТО. Не пора ли исполнить угрозу? Да, в семьдесят шесть придётся трудновато, зато, как говаривал вражеский спортивный комментатор Николай Озеров в отношении того же Сабо, тогда ещё 30-летнего: «Пусть скорость уже не та, но опыт!». А то ведь АТО того и гляди кончится. Хотя эта камарилья сделает всё возможное, чтобы продолжать войну, на которой зарабатывает миллиарды.
И как это Йожеф Сабо за московское «Динамо» играл, неужели не чувствовал «тысячелетнего гнёта»? И почему до сих пор прилюдно не порвал подписанное в Москве удостоверение заслуженного мастера спорта СССР, полученное за выступления в составе сборной Советского Союза?
***
Скажете, что Михаил Иванович Фоменко поступился своими жизненными, тренерскими принципами? Ведь он не подал в отставку, пусть даже «по состоянию здоровья».
Не могу с этим согласиться. Он должен быть с командой на чемпионате Европы, должен попытаться осуществить свою тренерскую мечту. Страна, футбол важнее лающей своры недоумков и псевдопатриотов.
Пожелаем же успеха на этом пути сборной Украины и её наставнику Михаилу Фоменко.
Борис Штейнберг