Ни для кого не секрет, что нынешняя экономическая ситуация в Одесской области мягко говоря оставляет желать ну очень много лучшего. Падение промышленного производства, снижение объемов туристического бизнеса, что особенно чувствуется в летний сезон, уменьшение объемов инвестиций во всех сферах – все это отнюдь не способствует развитию региональной экономики и росту благосостояния жителей города и области. Вот почему сегодня те, кто должен отвечать за регион, усиленно пытаются найти выход из этого заколдованного круга. Как привлечь сюда инвесторов, как заманить туристов, как восстановить то, что было потеряно в течение последних полутора лет? Разные предложения поступают на этот счет и одно из них уже начало реализовываться на практике. 29 июня стало днем, когда международный аэропорт Одессы начал работать по принципу «открытого неба», что по мнению нового руководства области должно увеличить приток пассажиров и грузов. Однако, сбудутся ли эти ожидания? Определенно, стоит рассмотреть данную тему, что бы иметь представление, чего можно ожидать от открытия неба над Одессой.
Что же означает термин «открытое небо»? То, что при этом снимаются все ограничения на полеты воздушных транспортных средств, действующие в плане количества авиаперевозчиков и числа рейсов в определенном пункте. Данный режим не стоит путать с Договором по открытому небу, который был подписан в Хельсинки в марте 1992 года государствами, участвующими в ОБСЕ. Целью этого договора является укрепление доверия между государствами посредством совершенствования механизмов контроля военной деятельности, в частности, контроля соблюдения действующих договоров в сфере контроля над вооружениями. В данном случае режим открытого неба устанавливается с целью обеспечения его участникам возможности совершать инспекционные полеты над территориями друг друга.
В нашем же случае целью открытого неба являются более прозаические задачи, а именно – содействие росту экономической, финансовой, инвестиционной и туристической активности в регионе, над которым вводится данный режим.
А активность в данных сферах сегодня находится, прямо скажем, на очень низком уровне. Так, с января по май нынешнего года пассажирский поток через аэропорт Одессы уменьшился на 4%, а по результатам минувшего года — на 19.2%, что составило примерно 864 тысячи человек. Всего же в этом году ожидается снижение числа пассажиров еще примерно на 10%.
При этом стоит отметить, что опыт введения режима «открытого неба» и работы при нем у Украины уже имеется. Ведь впервые данная инициатива была задействована со 2 апреля текущего года, в международном аэропорту Львова.
Именно в этот день руководство украинской авиации в одностороннем порядке сняло все ограничения по выполнению полетов по количеству назначенных авиаперевозчиков и рейсов для аэропорта имени Даниила Галицкого. Как сообщил министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, «теперь любая иностранная авиакомпания без ограничений сможет получить от Украины разрешение на полеты во Львов. Для этого необходимо лишь получить от своих авиационных властей документ, в котором подтверждается разрешение перевозчику на полеты во Львов. Это стандартное разрешение, которое должны получить авиакомпании, прежде чем летать куда-либо».
Как надеялись власти Львова, снятие ограничений позволило бы увеличить пассажиропоток на западе Украины, а также способствовало росту туризма и развитию транзитных перевозок, включая даже США и Канаду. В первую очередь надежды возлагались на приход так называемых лоукостеров – бюджетных авиакомпаний, которые за счет отказа от большинства традиционных пассажирских услуг предлагают крайне низкую плату за полеты. Ведь не секрет, что платежеспособность граждан Западной Украины не слишком высока, а это значит, что цены имеют для них важное значение.
Однако, за прошедшие три месяца ни одного нового лоукостера во Львове так и не появилось. Только турецкий Atlasjet совсем недавно получил разрешение на полеты по маршруту Киев (Жуляны) – Львов. Однако, билеты на этот рейс отнюдь нельзя назвать дешевыми..
В чем же причины такого положения дел, которое свидетельствует о фактическом провале эксперимента с открытым небом? В первую очередь, следует отметить, что разрешения, которые необходимо получить иностранным авиакомпаниям от своих властей, выдаются на основании соответствующих двусторонних соглашений с Украиной. То есть, если между Украиной и иностранным государством не было соглашения о том, что во Львов можно летать в принципе, получить такое разрешение невозможно. А страны как дальнего, так и ближнего зарубежья сейчас без энтузиазма относятся к перспективам расширения авиационного сообщения с Украиной. Ведь условия здесь отнюдь не способствуют ни безопасности, ни современному уровню удобств и комфорта для пассажиров.
По этой же причине можно констатировать отсутствие туристического бума, который мог бы привлечь новые авиакомпании. Никто не приедет туда, где на улицах в любой момент может начаться стрельба или вспыхнуть столкновения представителей различных полуофициальных организаций, криминалитета и других структур. Зачем, если без всего этого можно обойтись в соседней Словакии, где к тому же цены не такие уж и высокие по европейским меркам? А горы и там и тут практически одинаковые..
Так что первый опыт «открытого неба» на территории Украины можно признать неудачным. И тут сразу же возникает вопрос – есть ли гарантия того, что в Одессе ситуация будет иной, что здесь удастся избежать допущенных во Львове ошибок?
Увы, но такой гарантии нет. Более того, практически наверняка результат открытия неба над Южной Пальмирой будет аналогичным.
Ведь для того, что бы начать полеты в Одессу, иностранным авиакомпаниям также придется получать на это разрешение от властей своих государств, что будет не так-то просто сделать из-за политической нестабильности в регионе. Мир не забыл события 2 мая 2014 года и желающих приехать туда, где остается вероятность повторения тех кровавых событий, будет очень немного. Поэтому, кроме организационных проблем, желающие все-таки летать в наш город столкнутся и с проблемой окупаемости рейсов. Местный рынок авиаперевозок довольно ограничен, наиболее популярные направления уже заняты теми, кто работает на них достаточно давно и поэтому конкуренция здесь будет жесткой. Организовать же новые, окупающие себя маршруты сегодня крайне проблематично, поскольку экономическая активность области неуклонно снижается в течение последних полутора лет. А это значит, что спрос на поездки в Одессу со стороны бизнесменов и инвесторов будет не слишком высоким. Какой им смысл тратит на это свои деньги?
Здесь стоит напомнить, что на репутации Одесского аэропорта довольно негативно отразился недавний скандал, связанный с попыткой вернуть данный объект в коммунальную собственность, мотивируя это тем, что инвестор (управляющая компания «Одесса Аэропорт Девелопмент») не выполняет взятые на себя обязательства. Судебное разбирательство не выявило заявленных нарушений, и компания продолжает комплекс работ по реконструкции аэропорта и строительству нового международного терминала. Однако, все это стало достоянием гласности и вряд ли стимулирует желание авиакомпаний работать в условиях, когда правила игры могут измениться в любую минуту, по сомнительным экономическим и главное, политическим мотивам.
И вряд ли поможет строительство нового терминала, который позволит увеличить пропускную способность аэропорта в несколько раз, одновременно повысив уровень сервиса для пассажиров. Все это, конечно хорошо, но крайне сложно рассчитывать на наплыв желающих посетить Одессу в условиях продолжающегося мирового экономического кризиса. Тем более, в условиях конкуренции с другими туристическими центрами, которые выгодно отличаются стабильностью и отсутствием катаклизмов всех видов, как природных, так и создаваемых руками людей.
В общем, на вопрос – поможет ли Одессе открытое небо, ответ будет таким: в ближайшей перспективе (два-три года) нет. Что же будет дальше, сказать сложно, поскольку здесь все будет зависеть от целого комплекса связанных друг с другом событий, как местного, так и общегосударственного и даже международного уровня.
Но в любом случае, реконструкция аэропорта будет совсем нелишней. Объекты инфраструктуры являются материальными и сохраняющими свою ценность, в отличие от затраченных на них денег, которые могут девальвироваться со временем. Трудные времена рано или поздно пройдут, и вот тогда можно будет в полной мере воспользоваться тем, что было построено сегодня, с расчетом на будущее.