« О жизни, смерти и любви в масштабах коммунальной кухни»

    Интервью с директором Одесского Театра Юного зрителя Евгением Бубером и художественным руководителем, режиссером  Светланой Свирко, которая подписав контракт с театром, на год переехала из Санкт-Петербурга в Одессу, состоялось  за час до премьерного показа спектакля. «Удивительный случай» — постановка в жанре драматической клоунады по произведениям гениев абсурда ХХ века Даниила Хармса и Александра Введенского. «О жизни, смерти и любви в масштабах коммунальной кухни. Мировая премьера последней песни, записанной Эдуардом Хилем на стихи Д.Хармса» — так представили свою новую работу её авторы на сайте театра.

— Хармс и Введенский, философско-литературные взгляды которых были в основе поэтики обэриутов («Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ), несмотря на различие в  творческой манере,  обладали общими чертами.  Хармсу была чужда логика в его произведениях. Введенский отличался «бессмыслицей», считая, что якобы «только абсурд передает бессвязность жизни и смерти в постоянно меняющемся пространстве и времени». Обэриуты «проповедовали» примитивизм и абсурдизм, считая что интерес могут вызвать только бессмысленные явления.  И в те годы, и сегодня такая творческая концепция не у всех находит понимание. В связи с этим вопрос: на какого зрителя ориентирован спектакль, на какую возрастную категорию и почему выбор пал именно на обэриутов? 

e9c724eeb5636d1c1c1a2c2e85d40377_M

Евгений Бубер: Надеемся, что его с интересом посмотрят и взрослые, и молодые люди, и читающие подростки. Недавно услышал очень точное замечание: «Раньше были знания, а сейчас сведения». Это конечно не благодарная задача быть популяризатором или догматиком чего-либо. Но если после нашего спектакля  молодежь пожелает не просто найти в инете и прочитать о том, кто такой Хармс и Введенский, в какой литературной организации они состояли, но и соприкоснуться с первоисточником,  наша задача будет выполнена.

m_1280635016_1280635035

Светлана Свирко: Из  рассказов Хармса и отрывка из драматического произведения Введенского создано целостное действие, имеющее свою историю и свой конечный смысл.  Это не литературный театр,  а целостная пьеса. Первыми посмотрели спектакль представители, условно говоря, театрально — культурного сообщество Одессы. Судя по реакции, им он понравился. Но спектакль ещё не готов. Премьера – это, своего рода, только  пунктирная линия. Окончилась работа режиссера, художника и композитора, началась работа актеров…  Любой спектакль если он хороший, где-то через год становится на свои рельсы. И  будет совсем другим,  не тем, каким был на премьере. В этом особенность театра. В нем играют живые люди — актеры, обладающие своей индивидуальностью. А актер, как известно, сам себе «инструмент».

Если говорить о том, почему взяли к постановке именно эту пьесу. У нас есть общие задачи развития труппы как таковой. Спектакль,  который мы создали с Евгением Бубером в этом сезоне, начал так называемую линию развития  труппы для творческого роста каждого актера, благодаря  чему мы будем  иметь более широкий горизонт постановочных возможностей, то есть ставить на нашей сцене практически все что захотим.   Обериуты с их абсурдистским трагифарсовым существованием и способом актерского действия, просто необходимы для этого.

— Сколько времени ушло на подготовку спектакля? Зная о технических и материальных трудностях театра, может быть кто-то помог, например, меценаты?

Светлана Свирко:  Два месяца на репетиции, а подготовка — заняла всю  мою жизнь. Мне 45 лет,  сорок четыре с половиной — я готовилась к этому спектаклю. Что касается актеров. Они работали просто самозабвенно, не смотря на все существующие ныне трудности.

Евгений Бубер: Собралась замечательная команда — актерский состав,  художник, хормейстер. Блистательная работа хормейстера Евгении Ермаковой. Если в  спектакле «Дядюшкин сон» наши актеры немного запели, то в «Удивительном случае» они поют уже во всю. Причем поют акапельно.  Что касается спонсоров или меценатов. Их не было, но были друзья.  Фирма  «Мебельман» совершенно безвозмездно сделала для нас столик, который стал одним из «действующих персонажей» спектакля, потому  как  если на него очень  внимательно посмотреть,  можно найти ответы на многие вопросы. Одесский музей звука  помог нам со старым радиоприемником, который тоже нужен в спектакле. А ещё в поисках реквизита для пьесы, бродили по одесским «барахолкам» со Светланой Игоревной (как и при подготовке спектакля « Дядюшкин сон»). Светлана Игоревна прошлась и по театральным подвалам,  после чего сказала, что на такой  базе можно поставить ещё три- четыре спектакля – в хорошем доме всегда найдется то, что можно пустить в дело. Но,  все что  касается декорации  — это художник Дарья Мухина, сделавшая замечательный задник, на котором изображен хор с вырезанными отверстиями для лиц, где можно фотографироваться, как это было модно в начале и середине прошлого века.

—  Половина театрального сезона пройдена. Что уже  сделано, что предстоит?

 Евгений Бубер: К середине сезона удалось выпустить три спектакля. Кроме «Удивительного случая», это ещё и две детских сказки, одна из которых, на украинском языке «Ивасык Тэлэсык», вторая — « Загадка Снежной королевы» к новогодним праздникам. У нас появился новый  театральный сайт. Очень красочный и информативный. Там нет ничего лишнего. Пока все получается. Сезон юбилейный – 85 лет в мае месяце. Учитывая техническое состояние театра, мы в  этот сезон для наших зрителей  подготовили неплохие подарки. Я преклоняюсь перед всем нашим коллективом – творческими, техническими сотрудниками. Только большая любовь к детям может подвигнуть на столь самоотверженную работу в таких ужасных условиях. Планов же у нас  много. К весне надеемся осуществить постановку спектакля «Маленький Принц».

— Подарки для зрителей – это чудесно. А планируются ли подарки самому юбеляру? Ведь о том, что здание театра  нуждается в капитальном ремонте, говорят и пишут уже давно, но до реальных дел пока  не  дошло.  Техническое оснащение театра, судя по всему, тоже оставляет желать лучшего.

Евгений Бубер:  Ну, тут, к сожалению, не все так просто. Мы очень надеемся, что нам все-таки выделят средства на ремонтно-реставрационные работы по реабилитации здания театра. Это памятник архитектуры, который давно намекает на то, что им необходимо заняться. Проектно-сметная документация готова. На нее были выделены деньги. Мы понимаем, что в стране идет война. Тем не менее, дети продолжают рождаться и продолжают развиваться. И если мы будем  находиться в состоянии военного вакуума, ничего хорошего из этого не выйдет. А  вот в том случае, если мы будем выпускать качественный гуманистический театральный продукт — светлый, яркий, удивительный, то может быть взрослые тети и дяди услышат своих детей и сделают что-то для того, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону.

  Светлана Свирко: Театру необходимо техническое переоснащение. Все находится на грани коллапса, включая электропроводку. Нам нужен видеопроектор, прожектора, пульт звука, света…  При входе у нас существует «антирекламное» пространство. Поэтому нужны и  современные рекламные модули, рекламная продукция. Театр творчески давно перерос свою внешнюю оболочку, а денег на новую нет. Если кто-то бы захотел помочь театру в его юбилейный год – это был бы очень благородный поступок.

  — Хочется пожелать в год 85-летия Одесского ТЮЗа, чтобы с ним произошел по хорошему «удивительный случай» и  взрослые  дяди и тёти от которых зависит техническое состояние театров и культуры в целом, вспомнили старое правило — « всё лучшее – детям». 

                                                                                     Виктория Ерёменко

Добавить комментарий

scroll to top