13 апреля исполняется 80 лет со дня смерти замечательного писателя-сатирика, журналиста, сценариста, наконец, просто одессита Ильи Ильфа.
Настоящее имя человека, которого многие звали Ильёй Арнольдовичем- Иехи́ел-Лейб Арьевич Файнзильберг.
Родился будущий писатель в Одессе третьим из четырёх сыновей в семье банковского служащего Арье Беньяминовича Файнзильберга (1863—1933) и его жены Миндль Ароновны (урожд. Котлова; 1868—1922), родом из местечка Богуслав Киевской губернии (семья переехала в Одессу между 1893 и 1895 годами).
10-летний Иехиэль-Лейб (справа) с семьей. 1907 г. Фото:
В 1913 году окончил техническую школу, после чего работал в чертёжном бюро, на телефонной станции, на военном заводе. После революции был бухгалтером, журналистом, а затем редактором в юмористических журналах. Был членом Одесского союза поэтов.
В 1923 году переехал в Москву, стал сотрудником газеты «Гудок». Ильф писал материалы юмористического и сатирического характера — в основном, фельетоны.
С 1925 года и до самой смерти Ильф вёл «Записные книжки». Туда включались дневники поездок по СССР и другим странам, наброски будущих очерков и фельетонов, удачные фразы. Подготовительные записи вычёркивались, если они переносились в новые сочинения. Постепенно «Записные книжки» превратились в особое художественное сочинение, напоминающее исповедь. Там есть зарисовки, напоминающие стихотворения в прозе, критические и пародийные отзывы о советской жизни. В книге есть и символическое определение СССР, для которого автор использовал заглавие книги Пришвина «В краю непуганых птиц»: «Край непуганых идиотов», а рядом слова: «Самое время пугнуть». Издать «Записные книжки» в СССР удалось лишь со значительными сокращениями, но многие мысли быстро стали крылатыми.
В 1927 году с совместной работы над романом «Двенадцать стульев» началось творческое содружество Ильи Ильфа и Евгения Петрова, который также работал в газете «Гудок».
В первом издании «12 стульев» иллюстратор придал Остапу Бендеру черты известного писателя Валентина Катаева — весельчака и любителя авантюр. Однако у Ильи Ильфа был один знакомый, куда больше годившийся на роль Великого комбинатора, — Митя Ширмахер, охотно сообщавший: «Я — внебрачный сын турецкоподданного». На вопрос: «Кто вы по профессии?» — гордо отвечал: «Комбинатор!» Во всей Одессе не было вторых таких френча и галифе, как у Мити: ярко-желтые, блестящие (он сшил их из ресторанных портьер). При этом Митя сильно хромал, носил ортопедический ботинок, а глаза у него были разными: один зеленый, другой желтый. Ильф познакомился с этим колоритным человеком, которого литературоведы потом запишут в прототипы Остапа Бендера, в 1920 году в одесском «Коллективе поэтов». Отношение к поэзии Митя имел весьма отдаленное, зато вел бурную окололитературную деятельность. Например, выбил у одесского горсовета помещение и деньги на открытие литературного кафе. За бесплатный ужин там читали свои произведения Эдуард Багрицкий, Валентин Катаев, Юрий Олеша. Кафе пользовалось немалой популярностью. А доходы шли в карман Великого комбинатора Мити Ширмахера.
В 1928 году Илья Ильф был уволен из газеты из-за сокращения штата сатирического отдела, вслед за ним ушёл и Евгений Петров. Вскоре они стали сотрудниками нового еженедельного журнала «Чудак»..
Впоследствии в соавторстве с Евгением Петровым были написаны роман «Золотой телёнок» (1931); новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928); фантастическая повесть «Светлая личность», которая была экранизирована, новеллы «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929), документальная повесть «Одноэтажная Америка».
Константин Паустовский заметил про Ильфа: «У него был микроскопический глаз на пошлость».
В 1932 — 1937 годах Ильф и Петров писали фельетоны для газет Правда» (в не очень веселой газете — не надо забывать, в какое время творили писатели!) , «Литературная газета» и журнала «Крокодил».
В 1930-е годы Илья Ильф увлекался фотографией. Фотографии Ильи Арнольдовича через много лет после его смерти случайно нашла дочь Александра Ильинична Ильф. Она подготовила к публикации книгу «Илья Ильф – фотограф».
Во время путешествия на автомобиле по американским штатам у Ильфа открылся давний туберкулёз, диагностированный у него в начале 1920-х, вскоре приведший к его кончине 13 апреля 1937 года.
Когда хоронили Ильфа, Петров сказал, что это и его похороны. Ничего особенно выдающегося в литературе он один не сделал — разве что написал сценарий к фильмам «Музыкальная история» и «Антон Иванович сердится». В войну Петров ушел военкором на фронт и в 1942 году в возрасте 38 лет разбился на самолете под Севастополем. Все остальные пассажиры остались живы.
Несколько лет после смерти писателей, в последний период сталинщины, романы Ильфа и Петрова начали изымать из библиотек и о них появились полные лжи и ненависти статьи. С особым неистовством набросились верноподданные критики на путевые заметки «Одноэтажная Америка», хотя они сначала даже были напечатаны в «Огоньке». Ильф как будто предвидел этот мракобесный период. В его последний записной книжке есть такие слова: «Раньше десять лет хвалили, теперь десять лет будут ругать. Ругать будут за то, за что раньше хвалили. Тяжело и нудно среди непуганых идиотов…».
Старший брат — Срул Арьевич Файнзильберг стал известным французским художником-кубистом и фотографом под псевдонимом Сандро Фазини. 22 июля 1942 года он вместе с женой был депортирован из Франции и отправлен в концлагерь Аушвиц, где оба погибли.
Другой брат, тоже родившийся в Одессе, — Михаил (Мойше-Арн) Арьевич Файнзильберг — стал известным советским художником-графиком и фотографом. Пользовался псевдонимами МАФ и Ми-фа. Умер в 1942 году в Ташкенте.
Младший брат — Беньямин Арьевич Файнзильберг был инженер-топографом, умершем в Москве в 83-летнем возрасте.
Жена Ильи Ильфа Мария Николаевна Тарасенко ушла из жизни в 1981 году,
а единственная дочь — Александра умерла в 2013 году.
По материалам СМИ.