Противостояние: Кто победит — Президент или Конституционный суд

Итак, признаем, что события, которые происходят сейчас вокруг Конституционного Суда – попытки неконституционного роспуска состава Суда, дискредитация судебного корпуса, вмешательство в деятельность судебного органа, – не только свидетельствуют о конституционном кризисе, но и указывают на наличие конституционного конфликта между ветвями власти.

Напомним, что произошло.

27 октября Конституционный Суд признал неконституционной статью 366-1 Уголовного кодекса, предусматривающую наказание за недостоверное декларирование. В частности, эта статья устанавливает ответственность в виде штрафа или лишения свободы за представление субъектом декларирования заведомо недостоверных сведений в декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления.

28 октября НАПК во исполнение такого решения Конституционного Суда Украины закрыло доступ к Реестру деклараций. В Агентстве заявили, что судьи КС приняли это решение в собственных интересах, поскольку ведомство выявило у нескольких из них признаки декларирования недостоверной информации

29 октября Президент Владимир Зеленский созвал срочное закрытое заседание СНБО для определения мер неотложной надлежащей реакции государства на новые угрозы и вызовы национальной безопасности и обороне. Какие?

Их назвал Зеленский в программе «Свобода слова» на телеканале ICTV:

«После их (Конституционного Суда — ред.) решения мы получили много сигналов от наших западных партнёров, мы получили сигнал от Международного валютного фонда — никакого сотрудничества не может быть, никакой миссии вы можете не ожидать. А я не хочу скрывать от общества, о чём идёт речь — если не будет миссии, то у нас будет и у нас есть дыра в бюджете, о которой мы все откровенно можем говорить, из-за мирового кризиса, кризиса в украинской экономике, кризиса, связанного с COVID-19. Поэтому нам нужна помощь наших партнёров», — сказал Зеленский.

И добавил, что аналогичные сигналы Украина получила от Всемирного банка, ЕБРР, от всех послов «Большой семёрки», которые находятся в Украине.

В частности, Посол Германии в Украине Анка Фельдгузен сказала: «Борьба с коррупцией — центральная составляющая в стремлениях Украины приблизиться к Европейскому Союзу и выполнить конституционные задачи необратимости евроатлантического курса. Это конституционное задание должен учитывать в своих решениях и Конституционный Суд. Однако есть сомнения, что это было учтено при принятии последнего решения относительно электронных деклараций о доходах, кроме того, кажется, что некоторые судьи имели конфликт интересов. Поэтому у меня также возникает вопрос, может ли Конституционный Суд в своём нынешнем составе действовать в соответствии со своими конституционными заданиями».

Глава государства внёс в Верховную Раду законопроект «О восстановлении доверия к конституционному судопроизводству», которым предлагается признать, что решение Конституционного Суда от 27 октября 2020 года является «ничтожным» (таким, которое не создаёт правовых последствий), как такое, которое принято судьями КСУ в условиях реального конфликта интересов. Кроме того, предполагается, что полномочия состава КСУ, который действовал на момент принятия им этого решения, прекращаются со дня вступления в силу данного закона.

Оппозиционеры уже назвали этот законопроект «посягательством на независимость судебной ветви власти, закреплённую в Конституции Украины — «решения и заключения, принятые Конституционным Судом Украины, являются обязательными, окончательными и не могут быть обжалованы». Поэтому за президентский законопроект они голосовать не будут.

Тем временем, Высший антикоррупционный суд практически во исполнение решения Конституционного суда закрывает дело против бывшего председателя Запорожской облгосадминистрации Константина Брыля, которого подозревают в сокрытии целого состояния в декларации. Расслабился и мэр Одессы Геннадий Труханов, против которого в судах аж два дела о сокрытии доходов.

Нынешний председатель Конституционного суда Александр Тупицкий заявил, что на него оказывается сильное давление, вызовы на допрос в ГБР и пр. Зеленский назвал это по телефону с Тупицким не давлением, а «красными линиями», которые Конституционный суд не должен переступать, … если мы не хотим вернуться из-за ваших решений на 10 лет в прошлое… Это Высший антикоррупционный суд, земельная реформа, … банковская реформа».

Президент подчеркнул, что уважает институт Конституционного Суда, но у него много вопросов к современному состав КСУ. «Поэтому, когда мы говорим о перезагрузке, мы говорим о добропорядочности судей, чтобы они защищали Украину, чтобы они защищали каждого из нас, меня и всех украинцев, всех граждан, и Конституцию Украины, и не покупали землю в Крыму, после чего её ещё и не декларировали», — заявил Президент.

Зеленский также подчеркнул, что не боится политического кризиса, и принимая решение о представлении в Верховную Раду законопроекта о восстановлении доверия к конституционному судопроизводству, «поступал как Президент, защищая государство Украина».

Время покажет, кто прав. А пока ожидаем заседания Верховной Рады, где сегодня, 3 ноября, будет рассматриваться законопроект Зеленского, практически распускающий Конституционный суд, что само по себе антиконституционно.

А если Верховная Рада не поддержит законопроект, внесенный Зеленским?

Тогда Президент Владимир Зеленский готов прибегнуть к роспуску Верховной Рады…

«Я хочу, чтобы этот парламент работал на государство … Поэтому, если будет так, что это будет политический коллапс и реальный политический конфликт, и я увижу, что нет поддержки в Верховной Раде, а прежде всего у «слуг народа», потому что они шли и, честно говоря, они понимают, что … всё же они благодаря мне стали депутатами и при поддержке общества, голосования народа. Но они должны понимать ответственность. И если мы пойдем вразрез, мы будем выходить из тупика даже таким путём, о котором сказали вы» (роспуском ВР, — ред.).