Одесский эколог Иван Русев считает, что птицы в Украине находятся в состоянии сильнейшего стресса.
Это, в первую очередь, касается чуда природы — краснозобых казарок.
Одесса News писала об эксперименте учёных-орнитологов, в рамках международного проекта LIFE «Сохранение краснозобой казарки на глобальном пролётном пути» присоединивших к тельцу этих птиц специальные датчики.
Так вот, как пишет учёный Русев на своей странице в Facebook, «очень печально, что из 10 помеченных датчиками казарок уже перестали давать сигналы: 1 — в России, 3 — в Казахстане, 4 — в Румынии. Сейчас только одна казарка — Tanyu — даёт сигнал в Украине и одна Peter — в Румынии».
«Очень хочется надеяться, что краснозобая казарка Tanyu, за которой следят многие природоохранные организации и учёные, выживет в Украине, а Peter в Румынии, и скоро они полетят в Тундру», — с надеждой пишет Иван Русев.
Датчик, установленный на Tanyu, привёл исследователей в Херсонскую область: «мы оказываемся в стремительно исчезающих уникальных местах степей и водно-болотных угодий Украины, на территории юго-востока Херсонской области, — отмечает эколог. — Вдали виднеются огромные пропеллеры многочисленных ветроэлектростанций, которые кардинально изменили облик местности, нарушили целостность экосистем дикой природы и создали серьёзные проблемы для птиц, отобрав у них жизненное пространство степи и мелководий».
«Мы приближаемся к местам запеленгованной спутником казарки, по имени Tanyu (названа в честь известного болгарского учёного орнитолога Таню Мичева). Видим в бинокль и в подзорные трубы вдали стаю белолобых гусей и казарок. Близко они не подпускают, взлетают и отлетают всё дальше и дальше, что свидетельствует о том, что в этих местах их постоянно тревожат и стреляют», — с тревогой отмечает Русев.
Тем не менее, краснозобые казарки выбрали именно эти места для зимовок и среди них, в стаях, оказалась казарка со спутниковым датчиком.
«Увидеть с такого далёкого расстояния казарку со спутниковым датчиком, даже в 60-кратную подзорную трубу, не получается, хотя интуитивно и по данным спутника догадываемся, что она там. Немного отдохнув, птицы поднимаются с воды и разлетаются на поля озимой пшеницы и рапса, чтобы подкормиться. Нам удается ещё раз провести их подсчёт и даже снять видео летящих и кормящихся птиц.
Русев и его спутники в поисках ночлега по дороге встретили трёх браконьеров с ружьями, шаставшими в местах, где кормятся краснозобые казарки. «В ближайшей деревне узнали, что у местных охотников здесь каждый день стрельба по живым мишеням, кроме понедельника (!). К тому же, кроме условно официальной охоты, здесь огромная браконьерская нагрузка. Сюда, как свидетельствуют местные, также иногда наведывается на вертолёте, чтобы поохотиться на гусей, президент АО «Мотор Сич», миллионер, «Герой Украины» и бывший нардеп Богуслаев В.А. И вот, здесь, только на одном маленьком клочке Присивашья, размерами всего лишь в 20 кв. км, где сейчас держится краснозобая казарка, охотники и браконьеры убивают за зимовку сотни гусей и краснозобых казарок. А это один из важнейших негативных факторов для выживания редчайшего вида», — с горечью констатирует эколог.
Краснозобая казарка, пишет эколог, один из самых красивых видов гусей в мире и в то же время один из самых уязвимых и редких. Гнездится сейчас исключительно в Тундре. Первые сведения о краснозобых казарках уходят во времена Древнего Египта, где на стенах пирамид сохранились изображения этих птиц. Данные рисунки позволяют предполагать, что ранее местом зимовок казарок было южное Средиземноморье. Длительные времена зимовка казарок была в Ленкоранской низменности, на Каспии. В последние несколько десятилетий эти птицы выбрали для зимовок Причерноморье. Но их с каждым годом становится всё меньше и меньше. И скоро их может не стать вообще, они могут исчезнуть по вине человека. И это, несмотря на то, что этот вид в Красной книге Украины, в Красной книге МСОП (Международный союз охраны природы) и имеет статус вида, которому грозит полное исчезновение. Кроме того, краснозобая казарка охраняется рядом международных соглашений: Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры (CITES II), Приложения к Бёрнской и Боннской Конвенции.
«Несмотря на огромное внимание к этому виду, сам вид стремительно исчезает. В сложившейся ситуации, считаю, что европейцам, которые много говорят об охране редких видов, инициируют принятие соглашений по охране птиц, подписание конвенций, выделяют средства на изучение редких видов и др., необходимо также тратить деньги на аренду и выкуп земель в местах зимовок казарок для сохранения редких видов, где должна быть налажена безупречная вооруженная охрана и создание условий для гарантированного природного питания и отдыха этих птиц. Ну и, конечно, вся прогнившая правоохранительная система, все экоинспекции – они могли бы хоть как-то остановить беспредел в охотничьем деле, но, увы… пока у нас в стране не заработал принцип «неотвратимость наказания», ждать от них такого благородства не приходится», -таково мнение известного эколога.
Фото: Facebook