Господдержка портов должна идти через бюджет, а не манипуляции с тарифами

Для стимуляции роста грузопотоков в портах Дунайского региона и Черноморска государство должно ввести адресные программы компенсации, а не прибегать к манипуляциям с тарифами «Укрзалізниці», потому что ручное управление тарифами нарушает действующее законодательство и несёт коррупционные риски.

Такое мнение высказал глава Федерации работодателей транспорта Украины (ФРТУ) Орест Климпуш, комментируя Центру транспортных стратегий (ЦТС) анонсированные инициативы по введению коэффициентов к железнодорожным тарифам в направлении портов Черноморского региона. 

«Действующий сборник тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом – это чёткая и взаимосвязанная система, базирующаяся на привязке стоимости перевозки к географическому расстоянию транспортировки и другим составляющим. Поэтому любые попытки ручного вмешательства и административной корректировки тарифов не только нарушают экономическую логику и принципы конкурентной политики, но и создают коррупционные риски по предоставлению несправедливых преимуществ отдельным рыночным операторам за счёт других», – подчеркнул Климпуш.

Он напомнил, что, кроме железнодорожной составляющей, на стоимость транспортировки также влияют и корабельные сборы, завышенные в отдельных портах.

«Если ставить вопрос о настоящем выравнивании стоимости, тогда наряду с корректировкой железнодорожных тарифов нужно ставить и вопрос о снижении портовых сборов для портов, где они самые высокие, иначе это нарушает принципы справедливой конкуренции», – добавил глава ФРТУ.

По мнению Климпуша, государство может принять решение о поддержке отдельных портов, например, Черноморска или портов Дунайского региона, но для этого нужно принять специальную адресную программу уменьшения стоимости транспортировки железнодорожным транспортом в направлении отдельных станций и указать источник компенсации такой скидки для Укрзализныци.

«Должно быть принято отдельное правительственное решение с указанием чёткого адресного источника компенсации, как это было с 30-процентной скидкой на перевозку зерна с прифронтовых территорий в 2024 году, которая покрывалась поступлениями от дивидендов УЗ. Это понятный и прозрачный механизм, понятный и «Укрзалізниці», и операторам рынка», – отметил глава ФРТУ.

По его мнению, поскольку главными интересантами отправок в Черноморск и Дунайские порты являются аграрные компании, то источником покрытия скидки может стать Государственный фонд поддержки сельскохозяйственных производителей, за создание которого Верховная Рада проголосовала на прошлой неделе.

Для справки. Европейская бизнес-ассоциация назвала намерение «Укрзалізниці» ввести дифференцированные повышающие коэффициенты для расчёта тарифов на грузовые перевозки в направлении отдельных морских портов необоснованным и таким, которое может повредить украинским экспортёрам и экономике в целом. 

Одесса News информировала, что из-за запланированного «Укрзалізницею» повышения тарифа на 37% может остановиться работа флота Украинского Дунайского пароходства (УДП) в направлении румынской Констанцы.

Больше новостей на нашем Telegram-канале: https://t.me/+K3QIJDVwDQhmNDMy