10 апреля 1944 года войска 3-го Украинского фронта при поддержке Черноморского флота полностью освободили Одессу от захватчиков. В дальнейшем, преодолевая ожесточённое сопротивление вермахта, Красная армия достигла бывшей границы СССР и вступила на территорию Восточной Европы.
А в октябре отдел контрразведки СМЕРШ 5-й Воздушной армии задержал в румынском городке Либлинг Василия Михайловича Вронского. Знаменитого театрального актёра доставили в Одессу. Здесь следователи выдвинули больному престарелому артисту обвинения в связях с румынской сигуранцей, в ведении антисоветской пропаганды. Категорически отрицая шпионскую деятельность, Вронский признался в том, что в 1942-1943 годах опубликовал несколько статей в журнале «Колокол», газетах «Одесские новости» и «Одесская газета», где называл действия румын «избавлением от власти дьявола».
…Жарким летом 1914-го на гастроли в Южную Пальмиру приехал 31-летний актёр Василий Вронский. К тому времени он, уроженец Ковеля, стал настоящей знаменитостью в Российской империи. Его театральная карьера складывалась довольно стремительно. После окончания театрально-художественного училища он стал успешно выступать в Троицком народном доме (ныне Киевский академический театр оперетты). Затем вместе с труппой переехал в Полтаву, Житомир. «Заимев прессу», признание публики и критики, успешный бенефициант Вронский отправился по городам и весям империи. Экзальтированные барышни в буквальном смысле слова «в воздух чепчики бросали» на представлениях в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске…
В городе «у самого синего моря» Василий Вронский с тем же непременным успехом стал выступать в помещении Русского театра на Греческой. Популярный тогда куплетист Владимир Коралли писал: «Одесская публика отличалась профессиональностью своих оценок. У неё нельзя было проскочить на арапа. Удивительно, как эта простая одесская публика даже в самом затерянном театрике судила всегда не только беспристрастно, честно, но и точно… Талант они угадывали сразу. Может быть, поэтому так трудно было завоевать успех в Одессе».
Решив навсегда обосноваться в Одессе, «великолепный актёр Василий Вронский и создал вместе с фарсовым артистом Михаилом Черновым Комедийно-фарсовый театр, — вспоминал Леонид Утёсов. – Успех этого театра был огромен. Тонкий, изящный Вронский и безмерно толстый Чернов составляли великолепную контрастную пару. Одесса просто сошла с ума. Особенно любили их в пьесе «Поташ и Перламутр»…
Местный пиит восторгался: «Шикарен Вронский (я не льстец)\\Немало их у нас, в Одессе,\\Покорено уже сердец…».
Весной 1917 года Вронский стал разъезжать по городу, восседая в собственном ландоле. Вместе с коллегой по цеху, актёром Самариным-Собольщиковым, он открывает театр революционной сатиры под названием «Вронсобсам». С его подмостков высмеивались не только черносотенцы-реакционеры, но и их антиподы – радикальные революционеры. При этом Василий Михайлович приятельствовал с местными вожаками эсеров и большевиков.
Осенью 1919 года во время гражданской смуты Вронский был препровождён в деникинскую контрразведку. Офицеры-золотопогонники требовали от актёра и режиссёра дать показания на его помощника Гришина, который состоял в большевистском подполье. Но Василий Михайлович всё отрицал, и в итоге того отпустили.
А в начале зимы Вронский выехал в Германию. В Берлине, заключив контракт с крупной немецкой кинокомпанией Decla-Bioskop, он снимается у эмигрировавшего в Европу Петра Чардынина в фильме «Дубровский», а также в картинах «Идиот», «Игра с огнём», «Кукла» и других лентах.
Спустя год, находясь в статусе новоиспеченной звезды синематографа, актёр обратился в советское торгпредство с просьбой походатайствовать перед новыми российскими властями в разрешении вернуться ему на родину. Однако советский представитель ему по-дружески посоветовал: «Дорогой мой, вы чисто с ума сошли? Да вас повесят на первой же русской станции… Лучше дождитесь окончания революции…».
Вняв предупреждению, Вронский отправился в Софию, где около полугода играл в театрах перед русской публикой, вынужденно эмигрировавшей из России вместе с остатками армии «Чёрного барона».
В 1922-м судьба забросила Вронского в пределы Румынского королевства. Тут, в Кишинёве, он поначалу взошёл на подмостки русского драматического театра «Колизей», а со временем, организовав передвижной театр, принялся выступать в городах Бессарабии. Но в 1936 году румынские власти, проводя тотальную румынизацию Бессарабии, запрещают ставить пьесы на русском языке и, как следствие, ликвидируют Русский театр Кишинёва. Василий Михайлович оказался не у дел. Потому, когда на гастроли в Румынию приехала советская балетная труппа, он принял предложение поработать вместе с ней режиссёром-осветителем. Однако сигуранца заметила в этом «опасные связи» и обвинила актёра в шпионской деятельности. Впрочем, бездоказательно… Тем не менее пришлось Вронскому проявить свои таланты в несколько иной ипостаси – весовщика на зерновом рынке станции Березино Аккерманского уезда…
Когда в 1940 году Советский Союз, выдвинув ультиматум Румынии о немедленном возвращении Бессарабии, ввёл части Красной Армии на территорию сопредельного государства, Василия Вронского избирают председателем сельсовета Березина. Спустя два месяца о нём вспомнили в новой молдавской столице, Кишинёве, и пригласили на службу в Государственный русский драматический театр, дав ставку «артиста высшей категории».
Но на страже «нравственности» стоял НКВД МССР: 11 июня 1941 года Вронского «пригласили на разговор в органы». В деле значилось: актёр в 1917-1919 годах, будучи антрепренёром Одесского русского театра, имел связь с врангелевской контрразведкой, выдавал ей коммунистов и революционно настроенных лиц. Однако чекисты не учли то обстоятельство, что частей барона Врангеля в Одессе никогда не было. Попытались «пришить» Вронскому «сделку с сигуранцей» — тоже безуспешно. «Порочащих связей» за ним не обнаружилось… А спустя 11 дней началась война…
В годы оккупации «мамалыжники», которым германские союзники отдали на откуп Одессу, старались сделать из «жемчужины у моря» некое подобие «вольного города». «Пока шансы держав оси на победу казались благоприятными, румыны намеревались превратить Одессу во второй, только более весёлый и беззаботный Бухарест, — писал британский историк А.Верт. – Антонеску торжественно появлялся в ложе Одесской оперы – здесь была также предпринята серьёзная попытка убедить население города, что оно является и останется частью населения Великой Румынии… Тем, кто мог доказать, что в его жилах течёт хоть капля молдавской крови, были обещаны всевозможные привилегии… наличие предков-молдаван приравнивалось чуть ли не к обладанию дворянским титулом».
В условиях оккупации Василию Вронскому удаётся открыть Театр русской драмы и комедии. Основой его репертуара стали пьесы Чехова, Островского, Шекспира. Отметим, что во время правления в Одессе румын было поставлено более 120 театральных представлений. В свою очередь, горожане характеризовали театр Вронского «лучом света в тёмном царстве». Рассказывали, что даже привозовские торговки интересовались друг у друга: «Сегодня Вронский показывает новую пьесу, пойдёшь?..»
Вронский защищает от увольнения бывших комсомольцев, работающих у него в театре, укрывает у себя двух евреев. Но когда Красная армия освободила Одессу от захватчиков, эта милосердная акция Вронскому не помогла — НКВД с новыми силами продолжил начатое в довоенное время дело Вронского — №2494.
Ему инкриминировали сотрудничество с румынской разведкой и антисоветскую агитацию. А ещё то, что актёр пел в Кишинёве с джаз-оркестром антисоветские частушки, поставил в 1942 году пьесу Петра Першина «Божий одуванчик», раскрывающую преступления коммунистов в СССР.
2 марта 1945 года военный трибунал войск НКВД осудил Василия Михайловича Вронского к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с последующим поражением в правах на 5 лет и конфискации имущества (золотое кольцо с камнем и часы на суму 540 лей).
Вронский умер в феврале 1952 года в сельскохозяйственной исправительно-трудовой колонии №12, размещавшейся в Николаевской области. Его тело бросили в общую могилу. И только в октябре 1996-го Василий Михайлович Вронский был посмертно реабилитирован «в связи с отсутствием в деле доказательств совершения преступления».
По материалам прессы