Первая боевая подводная лодка проходила испытания в Одессе, а её изобретателем был Степан Джевецкий.
Вообще-то в детстве Джевецкого звали Стефаном. Он появился на свет Божий 26 декабря 1843 года в родовом поместье Кунка, принадлежащем знатному польскому роду. Весьма состоятельная семья Джевецких обладала огромными владениями в Волынской губернии, обширным, спускавшимся к самому морю участком земли в Одессе с роскошной дачей на нём, несколькими домами в Варшаве и квартирами в Санкт-Петербурге и Париже.
После этого новоиспеченный бакалавр подал документы в Парижскую центральную школу искусств и ремёсел, где сдружился с Эйфелем, ставшим впоследствии известным благодаря парижской башне своего имени. Под влиянием друга у Стефана проклюнулся незаурядный инженерный талант.
Свой первый патент Стефан Джевецкий получил в 1867 году за изобретение счётчика для фиакров. Затем коллекция его изобретений пополнилась прибором для черчения конических сечений, параболическим регулятором, разного рода кинематическими передачами и прочими «штучками».
По окончанию альма-матер, в 1873 году, Джевецкий представил на Международной выставке в Вене свои изобретения, которые заняли целый стенд. К примеру, там демонстрировались устройство автоматической сцепки для железнодорожных вагонов, регистратор скорости поездов, регулятор паровых турбин и машин, курсограф для кораблей флота и циркуль для вычерчивания конических кривых – эллипсов, парабол и гипербол.
На этой выставке побывал брат царя Александра II, Константин Николаевич, который был ещё и генерал-адмиралом российского флота, и заинтересовался прибором Джевецкого — автопрокладчиком курса корабля. И тут же предложил Стефану: «Приезжай в Петербург, я тебя назначаю совещательным членом Техничесого комитета с окладом 500 рублей в месяц, составь смету, необходимая сумма тебе будет ассигнована – осуществляй своё изобретение».
В столице империи Джевецкий с удвоенными силами взялся за инженерные разработки. В 1874 году он изобрёл прибор для автоматического исправления показаний компаса – дромоскоп. Этот прокладчик курса настолько заинтересовал штурманов, что через 2 года его испытания срочно прервали, а единственный образец послали на Всемирную выставку в Филадельфии. Здесь его конструкцию специалисты оценили как «чудо механического искусства».
В то время Джевецкий сконструbровал также удобную подвеску для городских экипажей, оригинальное устройство для регулирования числа оборотов паровой машины. А ещё стал изучать работы предшественников, трудившихся над проблемой создания компактных подводных лодок. Но эти изыскания прервала очередная война с басурманами, Оттоманской Портой, вспыхнувшая в 1877 году.
В порыве патриотических чувств 34-летний Стефан Джевецкий пошёл добровольцем на флот. Записанный матросом-волонтёром в состав команды вооружённого парохода «Веста», 11 июля он принял участие в бою с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд». За отвагу и геройство получил солдатский «Георгий», который впоследствии с гордостью носил на своём штатском сюртуке в исключительно торжественных случаях.
С такими мыслями Степан Карлович отправился в Одессу, где уединился на своей даче в районе Малого Фонтана. Плодом его размышлений стало некое судно, названное автором «подводным минным аппаратом». Вскоре одесские газеты сообщили, что на заводе Гулье-Бланшарда создаётся большая пивная бочка с механическими насосами. Пресса утверждала, что её установят на одной из улиц и будут включать во время праздников.
А ещё через год – в ноябре 1879 года — испытания прошли на царской пристани в Гатчине, на глади Серебряного озера. В толпе шушукались: «Это наверняка новый цирковой аттракцион. Какой-то поляк собирается – мыслимое ли дело! – проплыть под водой на аппарате собственной конструкции». Изнемогая от любопытства, дамы в модных шляпках и их элегантные спутники с нетерпением ожидали приезда Их Императорских Величеств. Наконец-то в отдалении показался царский экипаж в окружении кирасиров… Царь и царица сели в шлюпку, на которой вышли на середину озера, а Степан Джевецкий, пользуясь прозрачностью воды, маневрировал около этой шлюпки, иногда проходил под нею. Наконец шлюпка подошла к пристани… Джевецкий с ловкостью пристал, открыл горловину лодки, вышел на пристань, преклонил колено и подал царице великолепный букет её любимых орхидей. Царица пришла в восторг». Высочайшие «смотрины» принесли неожиданный результат: военное ведомство России приняло решение о постройке 50 подлодок конструкции Джевецкого.
В течение последующих 30 лет Джевецкий спроектировал 11 подводных лодок. Кроме того, он автор ряда проектов вооружения субмарин, среди которых «подводный минный аппарат» и «решётчатые торпедные аппараты Джевецкого», широко используемые на русских подводных лодках в годы Первой мировой войны.
Первая подводная лодка Джевецкого, построенная в Одессе в 1877—1878 гг. Модель в Центральном Морском музее в Гданьске (Польша)
Свои земные дни Джевеций закончил в Париже в 1938 году, дожив до весьма преклонного возраста. А его имя навеки вписано в летопись подводного кораблестроения как создателя первых боевых подводных лодок.
Памятник Джевецкому в Гатчине
По материалам прессы