Почётный патриарх Православной церкви Украины (ПЦУ), бывший предстоятель УПЦ КП Филарет допускает раскол в православной церкви.
Об этом он заявил в интервью ТСН.
Отмечается, что Филарет впервые публично говорил о вещах, которые он озвучивал лишь в своём окружении. Например, объединительный собор в Софии он называет не украинским, хотя на нём голосовали украинские епископы, и обращались за Томосом к Константинопольской церкви-матери тоже они. «А то собор был не наш. Это был собор Константинопольского патриархата. Поэтому на этом соборе не я председательствовал как патриарх, а председательствовал представитель Вселенского патриарха, поэтому то не наш собор. То собор Константинопольской церкви», — считает Филарет.
Филарет признаёт предстоятеля Православной церкви Епифания, «но с этим предстоятелем раньше, чем он стал предстоятелем, было решение архиерейского собора нашего, что он представляет украинскую церковь извне, а руковожу Украинской церковью я, как патриарх.» Такая была договоренность. На этом настаивал и президент. Сейчас не так», — констатировал бывший патриарх УПЦ КП.
Сейчас, по словам Филарета, у него нет никаких отношений с Епифанием, потому что «нарушается то, к чему мы договорились, что принял Архиерейский собор». «Пошли путём неправды», — считает он и добавил, что Епифаний «должен сотрудничать» с Филаретом как с патриархом. Однако глава ПЦУ якобы за 4-5 месяцев ни разу не провёл совместной службы и не общается.
За последние месяцы предстоятель ПЦУ митрополит Епифаний и Филарет официально так и не провели ни одной службы. По канонам и логике, вести службу имеет предстоятель церкви Епифаний, однако Филарет называет себя патриархом, не соглашается с этим. Он считает себя первым, несмотря ни на что.
Филарет забрал у Епифания контроль над финансами и уже говорит о разделении в церкви. Стол круглой формы на первом синоде ПЦУ появился только потому, что Филарет не захотел сидеть, как рядовой епископ церкви, сбоку.
Фактически Филарет подтвердил своё желание восстановить Киевский патриархат и свой патриарший устав. Для этого он хочет провести поместный собор и изменить устав новой церкви. А это может означать автоматическую потерю легитимности Томоса, который выдавался митрополии, а не патриархату.
Филарет также утверждает, что может самостоятельно созвать собор. Однако руководитель департамента по делам религий Андрей Юраш говорит, что это невозможно: «Согласно уставу церкви, имеет право созывать только предстоятель церкви вместе с годовым постоянным синодом церкви».
По сути, Филарет планирует легализовать Киевский патриархат вразрез интересам новой украинской церкви, возродить его, хотя сам патриарх считает, что он (патриархат. — Ред.) будет снова непризнанным: «Юридический механизм возврата Киевского патриархата есть. Его не надо возвращать. Он существует. Если есть патриарх, значит есть патриархат. Есть Киевская патриархия. И поэтому возвращать патриархат не нужно. И мы его и дальше будем возвращать. И будет патриархат. И при чём не только будет не признан. Придёт время, когда будет признан. Уверен стопроцентно», — отметил Филарет.
Очевидно, что в такое сложное время, когда Православная церковь делает свои первые шаги на пути мирового признания, Филарет противопоставил себя ПЦУ, верующим этой церкви и государственной позиции, в частности, Президента 2014-2019 годов Петра Порошенко.
Вселенский патриархат озабочен заявлениями Филарета в противовес Российской православной церкви.