В Одессе помнят подводника №1

В 32 года он удостоился «чести» стать личным врагом Гитлера. После войны сидел в колымских лагерях. В 1990 году был посмертно награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза… Это строки биографии одессита, легендарного подводника Александра Маринеско.

30 января 1945 года, в день очередной годовщины прихода фашистов к власти, советская подлодка С-13 отправила на морское дно гигантский лайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением более 25 000 тонн, на борту которого находилось несколько подготовленных экипажей фашистских подводных лодок. Фюрер объявил трёхдневный траур по всей Германии.
Немцы организовали беспрецедентное преследование советской «эски». 240 глубинных бомб должны были разорвать нашу подлодку в клочья. Однако С-13 не только не пострадала, но на обратном пути уничтожила вспомогательный крейсер «Генерал Штойбен» водоизмещением 14 000 тонн с тремя тысячами солдат на борту и многочисленной техникой.Казалось, после таких подвигов командира С-13 должны были вознести на вершину славы и почёта. Но фортуна не благоволила к автору «атаки века», капитану 3 ранга Александру Маринеско. Вместо полагавшейся за такой подвиг Звезды Героя грудь одессита украсил орден Боевого Красного Знамени.Почему же подводник, чей триумф признали даже враги, не был по достоинству оценён в нашей стране? Хорошо знавший Александра Ивановича адмирал Щедрин уверен, что «повинен» во всём сам Маринеско.

«В ночь под Новый, 1945 год, подводник сошёл на берег в финском порту Турку и отправился с товарищем в ресторан. Заказали стол на 6 персон: гулять, так гулять! Советские офицеры увлекли своим весельем всех присутствовавших, и вскоре даже хозяйка ресторана, шведка Элизабет, сидела за их столиком. Между одесситом и привлекательной скандинавкой возникла симпатия, стремительно, как экстренное погружение подлодки, переросшая в страсть…

На базу Маринеско возвратился только на третьи сутки. ЧП! Загул в иностранном порту в военное время! Хотели судить, но потом всё же решили оставить в боевом строю – пусть топит вражеские корабли. Понятно, что с таким пятном на карьере офицера можно было поставить крест».

…Не заладилось у Александра Ивановича с руководством и после войны. Его понижают в звании – с капитана III ранга до старшего лейтенанта – и переводят с подлодки на тральщик. Офицер подаёт рапорт о демобилизации и пытается устроиться в торговый флот. Но незначительный дефект зрения, который не мешал Маринеско топить вражеские корабли, стал непреодолимым препятствием для продолжения морской карьеры.Александр Иванович начал работать заместителем по хозчасти директора Ленинградского института переливания крови. Шеф-хапуга возводил дачу и решил подставить принципиального зама. С согласия директора Маринеско дал указание развести по домам низкооплачиваемым работникам института валявшиеся во дворе торфофабрикаты. Директор о своём согласии «забыл» и сообщил о «самодеятельности» своего зама органам. За хищение народного имущества бывшего офицера исключают из партии и на 3 года отправляют на Колыму.

После отсидки он вернулся в город на Неве, работал грузчиком, топографом, а в июле 1953-го пришёл на на завод электрооборудования «Мозон», восстановился в партии.

Однако лагерная жизнь серьёзно подорвала его здоровье. Легендарный подводник тяжело заболел и умер в ноябре 1963 года в возрасте 50 лет.

Бронзовый бюст работы скульптора В. Приходько на могиле Героя Советского Союза подводника Александра Маринеско на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге

Памятник Маринеско в Санкт-Петербурге

Памятник Маринеско в Калининграде

За 3 года до смерти познакомился с Валентиной Филимоновой, с которой и прожил до последних дней.
Валентина Александровна позже вспоминала: «Мы с Александром встретились у знакомых. Брюки – в заплатах, пиджак на локтях – в заплатах, и видно, что сам штопал. Единственная была рубашка. Он в получку приносил 25 рублей, в аванс – немножко больше. Платил алименты дочери от первого брака. И я, чтобы маме показать, что в доме действительно мужчина появился, его деньги попридерживала, подкладывала из своей зарплаты и потом уже маме отдавала…

На заводе Маринеско пошли навстречу как участнику войны и разрешили зарабатывать сверх установленной нормы. Но нагрянула ревизия, и по суду бывший подводник стал ежемесячно возвращать излишки. Когда же он смертельно заболел, деньги вычитали из пенсии.

Он таки не успел возместить то, что ему переплатили на заводе. Долг списали. Зато мы с вами в огромном долгу перед ним. И долг этот – наша с вами память…

Лишь в 1990 году Маринеско всё же было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). А в 1999-м Одесса воздала должное своему земляку, возведя в честь героя 6-метровый обелиск.