Адвокаты военнопленных моряков: Россия использует их как «разменную монету»

Российская Федерация использует украинских военнопленных моряков как «разменную монету» для влияния на политическую ситуацию в Украине.

Таково мнение адвоката Николая Полозова, которое он озвучил в эфире телеканала «Прямой».

«То, что их продолжают удерживать и таким образом издеваться над ними, — это большая проблема. Я думаю, что в середине апреля состоится суд, на котором им будут продлевать срок содержания под стражей. Для меня совершенно очевидно, что российские власти специально удерживают этих моряков для того, чтобы в дальнейшем использовать их как некую «разменную монету» в попытках оказать влияние на политическую ситуацию в Украине», — подчеркнул адвокат.

Николай Полозов


Он также высказал мнение, что для Кремля «ключевой точкой» являются выборы в Верховную Раду Украины.

«Если в Раду войдут лояльные Кремлю силы — это позволит остановить реформы любого президента», — отметил адвокат.

Полозов также добавил, что, по его мнению, вопрос обмена украинских политзаключенных на российских «заморожен до результатов выборов Президента Украины».

Положительные сдвиги в плане освобождения военнопленных моряков не наблюдаются. Скорее, наоборот.

Так, крымский адвокат Эмиль Курбединов не смог попасть в СИЗО «Лефортово» в Москве на встречу со своим подзащитным — командиром захваченного украинского бронекатера «Никополь» Богданом Небылицей.

Как сообщил Курбединов в Facebook, «Я возвращаюсь домой, так и не попав к своему подзащитному. Администрация Лефортовского СИЗО просто не допустила меня к Богдану, указав на какие-то документы, которые то ли они не получили от ФСБ, то ли не успели подписать у себя в изоляторе», — отметил он.

Курбединов напомнил, что адвокат имеет право на встречу со своим подзащитным конфиденциально, без ограничения по времени.

«Государство (Россия — ред.) сегодня просто сорвало мою встречу с Богданом, нарушило право Богдана на защиту. Я был вторым по счёту в очереди. Хотя я не исключаю, что это не просто чья-то оплошность или бездействие, а запланированный акт противодействия адвокатской деятельности», — написал защитник.

Он добавил, что зарегистрировал заявление на имя начальника СИЗО с соответствующим требованием разобраться в сложившейся ситуации.

«Потрачено два дня на поездку, деньги на проживание и перелёты, а Богдан не получил сегодня квалифицированную юридическую помощь своего адвоката и был лишён возможности получить информацию об уголовном деле, согласовать ряд вопросов по готовящимся жалобам и т.д.», — подытожил адвокат.

Богдан Небылица


Принудительное прохождение психиатрической экспертизы всеми украинскими арестованными моряками также свидетельствует о затягивании рассмотрения их дел, а также, по мнению Уполномоченной Верховной Рады Украины по правам человека Людмила Денисовой, является актом угрозы, оскорбления и преследования, направленным на ограничение прав.

«Направила обращение к уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой относительно назначения всем захваченным в плен пограничной службой РФ украинским военным морякам психиатрической экспертизы… Я подчёркиваю, что принудительное проведение психиатрической экспертизы в отношении украинских военнопленных со стороны правоохранительных органов РФ является исключительно актом угрозы, оскорбления и преследования, направленным на ограничение прав наших моряков», — написала Денисова.

Людмила Денисова


Она подчеркнула, что, руководствуясь нормами международного гуманитарного права, 24 задержанных члена экипажей можно считать военнопленными, которые защищены Третьей Женевской конвенцией.

По мнению украинского омбудсмена, в любом случае они должны пользоваться статусом военнопленного до тех пор, пока компетентный суд не примет иное решение. «В частности, УВКПЧ напоминает, что с военнопленными должны обращаться гуманно, защищать их от актов запугивания и оказывать им необходимую медицинскую помощь», — уточнила она.

Денисова настаивает, что принудительное проведение психиатрической экспертизы противоречит статье 17 Женевской конвенции и является ничем иным, как запугиванием и психологическим давлением в отношении граждан Украины, которые отказались предоставить удобные для следствия показания по сфабрикованному вопреки положениям гуманитарного права делу.

«Надеюсь на понимание со стороны российского омбудсмена и на соответствующее реагирование на такие действия со стороны правоохранительных органов РФ», — резюмировала Денисова.

Не передают морякам и письма, адресованные им украинскими студентами, о чём заявила супруга Президента Украины Марина Порошенко.

«К сожалению, российская сторона отказалась передавать эти письма нашим морякам. Но нашим ребятам зачитывают во время встреч эти письма – и непосредственно сам консул, и родные, которые приходят на встречи. Они искренние, открытые, действительно, полны слов поддержки и пожеланий скорейшего возвращения», — сказала Марина Порошенко.

Она отметила, что украинская сторона требует от Кремля, чтобы к пленным морякам допустили представителей международных организаций, в частности Красного Креста, чтобы те могли контролировать состояние здоровья моряков и условия, в которых они находятся.

«Надеюсь, что совместными усилиями, при поддержке международного сообщества, нам удастся вернуть ребят домой», — сказала Марина Порошенко.