Целый рабочий день потратил, чтобы дозвониться до своей родственницы. Однако, странное дело: её смартфон не отвечал. Я, право уже собрался ехать к ней домой, но тут она перезвонила сама.
«Шеф на работе (а работает моя знакомая администратором в магазине «секонд-хэнд») везде понатыкивал видеокамеры и предупредил, что если заметит кого-то из работников магазина, разговаривающего в рабочее время по телефону, наложит штрафные санкции», — объяснила она своё молчание.
Законно ли видеонаблюдение за нами на работе, тут же пришёл мне в голову этот вопрос.
Открыл Конституцию Украины, где в статье 32 чётко записано: «Запрещается любое вмешательство в личную и семейную жизнь человека», т.е. не разрешается без согласия лица сбор, использование или распространения любой информации о лице, кроме случаев, предусмотренных законом.
В Гражданском кодексе Украины в ст.307 тоже идёт речь о запрете проводить фото-, кино-, теле- и видеосъёмку без нашего согласия, лишь в исключительных случаях, предусмотренных законом. А здесь широкий простор, в первую очередь, для правоохранительных органов.
Перечислю лишь некоторые, которые помогли бы моей родственнице чётко уяснить, прав ли её босс, установивший не только в торговом зале, но и во всех служебных помещениях, видеокамеры.
Среди таких случаев Уголовно-процессуальный кодекс называет проведение следственных, розыскных, негласных следственных действий.
Но, что разрешено полиции, то запрещено физическим лицам, общественным и частным организациям.
Как видим, закона, позволяющего проводить съёмку работодателю в офисе без согласия физических лиц нет, а в таком случае напрашивается ответ: если на съёмку в офисе не было согласия, значит, можно говорить о нарушении нашего права на тайну личной жизни.
Вроде бы ясно, но не всё так просто. Если речь идёт о съёмках на улице, то там нас никто и спрашивать не будет, хотим мы , чтоб нас снимали или нет – это публичное место.
Как объяснили мне более популярно юристы, рабочий кабинет в офисе – тоже пример публичного места. Поэтому открытая видеосъёмка в нём законна. Рабочий кабинет – это не комната для переодевания, где так же, как и в туалете, съёмка запрещена.
Но, как бы там ни было, в любом случае, и это важно подчеркнуть, в суде требуют фото- и видеоматериалы, когда человек может увидеть саму видеоаппаратуру или ему может быть сообщено о её применении.
Если же в офисе установлены скрытые видеокамеры, отсутствует сообщение о проведении съёмки, т.е. «публичного» согласия нет, то для судьи такие фото-, видеозаписи проведены незаконно.
А вот теперь что касается видеонаблюдения за работниками, на что пожаловалась моя родственница, которая, как оказалось, при приёме на работу подписала расписку об условиях труда, что предусмотрено Кодексом законов о труде (ст. 29).
В той расписке в графе «условия труда», оказывается, предусматривалось согласие работника на съёмку. Только о такой расписке моя родственница основательно подзабыла, ведь когда её принимали на работу много лет назад, у работодателя не было средств для установки видеоаппаратуры. А теперь денежки появились, видеокамеры установлены и всё, что на мониторах покажется работодателю нарушением трудовой дисциплины, он вправе использовать против своего работника. Поскольку такая съёмка законна.
Подробнее узнать о видеонаблюдении и приобрести оборудование можно на
https://hikvision.org.ua/ru