«Толя пел, Ярик молчал, Шева якобы решал», — именно так можно перефразировать на футбольный лад слова известного детского стихотворения.
Исполнял ли кто-то более неистово гимн Украины перед матчами сборной, чем Анатолий Тимощук и Андрей Шевченко? Таких вы не найдёте, в этом им равных не было. И что же? Да ничего, просто Тимощук уже третий год тренирует санкт-петербургский «Зенит» (Россия), а теперь «сосватал» туда в качестве игрока Ярослава Ракицкого из донецкого «Шахтёра». И это — недавний капитан сборной Украины, кавалер ордена «За мужество», Почётный гражданин города Луцка, заслуженный работник физической культуры и спорта Украины!
Ракицкого же немало суперпатриотичных чудаков попрекали в том, что он гимн вовсе не поёт, и руку, там, где положено, не держит.
(А где, собственно, её следует держать, и какой закон это предписывает? Как и обязанность разливаться соловьём? Общение с гимном своего государства — дело вполне интимное, тонкое, хотя и происходит публично. Поэтому не нужно соваться в этот процесс своими немытыми ручонками. Когда же гимн используют для чего-то другого, это удручает. Вспомните, как несколько лет назад в Верховной Раде один очень радикальный депутат пытался вызвать на спор лидера государства; тот же, уткнувшись в бумаги, как бы не обращал на него внимания. Тогда депутат запел гимн, заставив подняться зал и Самого. Тот не остался в долгу: не прошло и получаса, как президент внезапно запел гимн, вынуждая подняться вместе с залом и того радикала. Прелестны были оба!).
Таким образом, поющий Тимощук и непоющий Ракицкий оказались в одном российском клубе. Будь у критиков Ракицкого/Тимощука головной мозг чуть тяжелее, они бы порадовались тому, что наша пара вытягивает из ненавистного «Газпрома» — спонсора «Зенита» — миллионы и миллионы!
То, что Ракицкий прилично играл в футбол за сборную Украины, отошло на дальний план. Так вызовут ли политически заблудшего игрока в сборную, которой в двадцатых числах марта предстояли отборочные матчи чемпионата Европы?
Главный тренер сборной Украины Андрей Шевченко в феврале сообщил, что решение по Ракицкому уже принял, но расскажет об этом в марте, «чтобы не повторяться по десять раз». Смело сказанул!
На сбор перед играми со командами Португалии и Люксембурга Ракицкий вызван не был. А на пресс-конференции Шевченко истерично заявил, чтобы вопросы по Ракицкому ему больше не задавали, и он будет говорить только о футболистах, вызванных в сборную.
И всё же о невызванных говорить пришлось. Совершенно позорно наставник сборной признался, что о возможном получении украинского гражданства игроком «Шахтёра» Жуниором Мораесом он узнал из новостей!
Что же это за тренерский штаб сборной, что это за информационное обеспечение, что это, наконец, за связь с клубами?! В отличие от клубных тренеров, у которых идёт ежедневная рутинная работа, наставники сборных — будем говорить прямо — большую часть года ничего не делают. Да-да, ничего. Могут съездить на матч-другой, посмотреть каких-то кандидатов в сборную, а потом долго-предолго в домашней тиши анализировать их игру. Ладно, пусть себе анализируют. И без Ракицкого сыграет как-нибудь сборная, не в этом дело.
А в том, что раз уж Шевченко решил не брать Ракицкого, или ему посоветовали это сделать, то с такими же высокими мерками патриотизма он должен подходить и к себе. Но тут-то и возникла проблемка: чужой «проступок» видишь, а свои, куда большие по нынешним временам прегрешения, как бы не замечаешь.
Есть у Андрея Николаевича друг, старший товарищ — Сильвио Берлускони, бывший премьер-министр Италии, экс-владелец клуба «Милан», в котором Шевченко сделал блестящую европейскую карьеру на поле. Берлускони фактически является крёстным отцом первенца Шевченко (хотя формально, по католическим канонам как разведенный не может им быть). И вообще Андрей относился к Берлускони, по собственному признанию, по-сыновьи и после завершения футбольной карьеры поддерживал с ним постоянную связь.
Так вот, этот самый Берлускони, туды его в качель, в 2015 году без разрешения украинских властей посетил Крым, да ещё в качестве гостя кремлёвского властителя! Они там вместе гоняли на автомобиле, вино пили, развлекались, как могли.
За это Сильвио Берлускони на три года был запрещён въезд в Украину.
Думаете, престарелый мачо угомонился? Куда там! В прошлом году Берлускони заявил о принадлежности Крыма такое, что это никакими чернилами не описать.
И как же Андрей Шевченко среагировал на неподобающее поведение итальянского друга по отношению к своей Родине? Заявил, что осуждает действия и слова Сильвио, что разрывает дружеское общение с ним? Ничего подобного мы от Андрея Николаевича не услышали. Оказывается, одно дело — руку у сердца на публике держать и совсем другое — о будущем думать. Закончит вскоре Шевченко тренировать сборную Украины, а там, глядишь, итальянский клуб «Монца», которым теперь владеет его старинный друг, в высшую итальянскую лигу выйдет. Вот и Шева сгодится.
А пока можно на потребу кому-то Ракицкого третировать, уменьшая шансы нашей общей команды на успех. Надеяться, что у Роналду игра 22 марта не пойдёт.
И считать, что имеешь моральное право возглавлять сборную Украины.
Борис Штейнберг.