12 февраля памятная дата — 114 лет назад в Одессе родился величайший хореограф, балетмейстер Павел Вирский…
В 1969 году Государственный ансамбль народного танца Украинской ССР под руководством Павла Павловича Вирского приехал на гастроли на Иберийский полуостров. Факт этот сам по себе невероятный, ведь в то время между СССР и Испанией, где у власти стоял генерал Франко, не было дипломатических отношений. Но годом ранее на один из правительственных концертов в Москву прилетел директор Мадридской оперы. Вот он то и договорился с министром культуры Фурцевой о гастролях украинского коллектива в его стране.
Выступления танцоров проходили с ошеломляющим успехом на переполненных под завязку публикой лучших концертных площадках. И вот перед началом представления в мадридском «Палас де спорт» к Вирскому взволнованно обратился один из сопровождающих коллектив «искусствоведов в штатском»: «Павел Павлович, пусть уж ваши артисты особо постараются. В зале, как мне сказали, очень важный господин. Некто Пабло Лерно. Вы уж не подведите…».
Улыбаясь, бывший штандартенфюрер СС произнёс: «Не знаю русского языка, не люблю Россию – там холодно. Я это испытал на себе. Но в ваших танцах – южное солнце. После этого Скорцени вновь пожал остолбеневшему Вирскому руку и, по-военному чётко повернувшись на каблуках, удалился.
А по возвращении на родину Павла Павловича стали вызывать на «беседы» в КГБ. В результате общения с чекистами, у Вирского случился инфаркт. Дело могло набрать нешуточных оборотов, если бы не личное вмешательство Первого секретаря ЦК КПУ Владимира Щербицкого.
За Вирским всю жизнь тянулся шлейф человека не совсем благонадёжного. Если можно так выразиться – анкетой не вышел. Ещё бы! Он родился 12 февраля 1905 года в семье потомственного дворянина, преуспевающего одесского инженера Павла Павловича Вирского и его супруги Олимпиады Алексеевны. Предполагалось, что Павлуша пойдёт по его стопам или как дедушка станет банкиром, но мальчик явно тяготел к «изящным искусствам». И в этом были «повинны» сами родители, не пропускавшие ни одной премьеры в оперном театре. Обучаясь в престижной Ришельевской гимназии, Павел стабильно приносил в своём дневнике «неуды» по математике, зато по музыке и танцам всегда значилось «отлично». Подросток, казалось, был создан стать артистом, — музыкальный, стройный, пластичный…
Планы на будущее перечеркнула революция. Чтобы не умереть от истощения, Павел вместе с отцом и младшим братом Алексеем ходил на берег моря, где они мочили в воде канаты, сушили их на солнце, а затем соскребали выступавшую соль. На вырученные копейки, тут таки на Привозе, покупалась какая-то еда. А ещё старший сын ворочал камни на стройке, был сторожем и подрабатывал статистом в Оперном. Так Вирские и выживали.
И вот в Одессу на гастроли приехала итальянская цирковая группа «Труцци». Павлу удалось поступить туда в качестве воздушного акробата. Но надо же такому случиться: выполняя очередной трюк, он сорвался и упал на манеж лицом. Прямёхонько в конский навоз. «Я рыдал» — рассказывал позднее Вирский. – Больше в цирк не пошёл. Моя гордость была так уязвлена, что я не хотел жить. Но отец отнёсся к моему несчастью иначе: «Перестань хныкать! Разве это горе? Пойди в больницу. Посмотри, как мучаются тяжелобольные люди». Сын послушался. После чего понял: он обязан танцевать! Это его путь…
В 1923 году 18-летний Павел Вирский поступил в Одесское музыкально-драматическое училище, где хореографическое отделение возглавлял Валентин Пресняков, в прошлом танцовщик столичного Мариинского театра. «Одесса – балетный Голливуд, современная фабрика нового танца! Именно отсюда должен распространиться по всей Украине новый балет!, — восторженно сообщал автор журнала «Театр, клуб, кино». И потому было естественным, что зажигающуюся «звёздочку» заметили хореографы местного театра: Вирский был зачислен артистом балета.
Вскоре он создал коллектив, в котором выступал в трёх ипостасях – художественного руководителя, финансового директора и ведущего солиста. В те времена, гастролируя по городам и весям юга Украины, начинающий балетмейстер и хореограф увлёкся изучением местного танцевального фольклора.
В 1927 году Вирский уехал на стажировку в Москву, в театральный техникум. Тут его педагогом стал известный Асаф Мессерер, дядя Майи Плисецкой. Там одессит жил впроголодь, питаясь за 4 копейки в день в извозчичьей столовой: суп – на обед, кусок хлеба с мясом – на ужин. Вскоре, ещё по прошлому опыту, стал работать в ночном клубе, получая колоссальные на то время деньжищи – 25 рублей за вечер.
Вдохновлённые успехом Вирский и Болотов в 1937-м основали Государственный ансамбль народного танца УССР, в репертуаре которого превалировали украинские народные танцы. Отметим, что такой фольклорный коллектив был создан задолго до подобного проекта Игоря Моисеева.
Спустя 2 года, признав несомненный талант хореографа, Вирского назначают балетмейстером Ансамбля песни и танца Киевского военного округа. Во время войны этот коллектив выступал на разных фронтах, а закончил свои военные гастроли в Берлине 1945-го у Бранденбургских ворот.
В 1955 году случился очередной виток в жизни 50-летнего балетмейстера. Его назначили художественным руководителем Государственного ансамбля народного танца УССР.
Поддержал Вирского Щербицкий, приславший на 70-летний юбилей поздравительную телеграмму. Тут же объявились «друзья», а в квартире на Малой Житомирской зазвонил телефон…
А 5 июля 1975 года Вирского не стало.
По материалам прессы
Фото из открытых источников