«В июле 1869 года Государь Наследник Цесаревич и Цесаревна с Великим Князем Алексеем Александровичем отправились в путешествие по России, — вспоминал в «Записках моряка-художника» Алексей Боголюбов, сопровождавший царственных особ в том вояже. – В Одессе нас встречал, конечно, всякий генералитет и одесский городской голова Николай Александрович Новосельский, великий прожектёр и аферист, вечно всё хорошо начинавший и везде прогоравший… Вся его жизнь шла в вечных скачках с препятствиями», — считал знаменитый в XIX веке в России маринист.
Ситуация кардинально изменилась после того, как Николай Новосельский оказался в городе у «самого синего моря». Современник писал: «Я не буду описывать красы города Одессы, они известны многим россиянам, ибо самые высокий плуты, банкиры и казнокрады – все были продуктом этого нового культурного города с евреями, греками, итальянцами, турками, армянами и пр. и пр.». В Южной Пальмире, как изысканно изъяснялись литераторы того времени, Фортуна явила Новосельскому свой божественный лик…
Только что окончившаяся Крымская война обернулась для Российской империи подписанием в марте 1856 года унизительного Парижского договора. Согласно ему на Чёрном море были полностью уничтожены военные парусники, а пароходов оставалось всего 8: 5 морских и 3 речных. Естественно, что в северной столице были озабочены этим обстоятельством. Идеальным выходом из ситуации была бы постройка на юге страны торгового флота, корабли которого, в случае новой войны, могли бы выполнять боевые задачи в акватории Чёрного моря.
Такая оказия случилась в мае 1856 года: флигель адъютант Николай Аркас и 38-летний тайный советник Николай Новосельский подали на имя императора Александра II «нижайшее прошение» об учреждении в Одессе частного пароходства. Из Санкт-Петербурга тут же последовало высочайшее «добро». Получив из казны не только кредиты, «вольную» на пошлину, но и готовые суда, уже в августе было создано Русское общество пароходства и торговли – РОПиТ.
В скором времени Общество буквально монополизировало торговые маршруты по нескольким важным направлениям – Кавказскому, Галацкому и далее, по Средиземному морю, — Марсельскому. Войдя в силу, РОПиТ озаботилось пассажирскими перевозками: его суда бороздили морскую гладь и совершали сообщение между речными портами на Днепре, Днестре, Доне, Дунае и Буге.
Помимо того, Новосельский выступил инициатором постройки железной дороги. Одесса получила второе дыхание. В 1858 году в Париж «после мира по окончании Крымской кампании приехал Великий князь Константин Николаевич и с ним явился известный устроитель Черноморской пароходной компании Николай Александрович Новосельский, — вспоминал Алексей Боголюбов. – Новосельский жил в Гранд Отель дю Лувр, занимал огромное помещение, держал приёмный салон и имел двух секретарей – виолончелиста Ададурова и скрипача Горского. С их содействием он набрасывал планы будущих контор пароходных, покрывающих и Европу, и Азию для русского пароходного Черноморского общества. Набирался персонал, устраивались корреспонденции, телеграммы шли по всем направлениям, и народ кишел и сидел в Отеле дю Лувр, ища случая представиться гениальному творцу нового, небывалого русского дела. А в это время, когда зал был полон просителями, где все молча ожидали своей участи, мы весело с хозяином закусывали в ожидании сытного обеда. Но вот настал момент действия! Николай Александрович, встрёпывая себе чуб, принимал вид усталого глубокомыслия и подобно удручённому неусыпными трудами государственному деятелю, когда два зуава в цепях на груди открывали обе половины дверей, он, медленно ступая, подходил к одному из концов посетителей, выстроенных шеренгою, которая вся целиком, подобно тростнику от нашедшего порыва ветра, преклонялась перед государственным человеком. Все опрашивались очень обстоятельно, секретари записывали прошения устные и принимали бумаги, и это было приятно видеть, что все уходили с лицами радостного удовольствия, ибо Николай Александрович умел всем обещать широко, поощряя надежду… Так шли дела по устройству Черноморской компании».
Тот год стал, пожалуй, самым успешным для Новосельского с точки зрения ведения коммерции. Расширяя деятельность, он профинансировал «брак по расчёту» пароходной компании «Кавказ», занимавшейся грузоперевозками по Каспию, с волжскими собратьями – «Меркурием» и «Русалкой». В объединённок компании «Кавказ и Меркурий», получившей стараниями Николая Александровича ежегодные государственные субсидии в 340 тысяч рублей, льготы, в том числе право покупки казённых пароходов, и заказы, он стал председателем.
В том, 1858-м, Николай Новосельский занялся ещё одним прибыльным делом. Крымская компания самым неожиданным образом повлияла на цены на соль, которые резко подскочили. Чтобы решить эту проблему, граф Строганов произвёл серьёзное изыскание в Хаджибейском и Куяльницком лиманах в надежде наладить здесь добычу «белого золота». И вот теперь владелец водных и стальных манистралей, получив от \Одесской городской думы разрешение «с разными льготами», взял эти лиманы в аренду на 25 лет. Правда, городская власть поставила концессионеру условие: Общество Куяльницко-Хаджибейских соляных промыслов должно добывать не менее полутора миллионов пудов соли в год и продавать её не дороже 14 копеек за пуд. Но Новосельский, превратив лиманы в прибыльный солепромысел, вырабатывал ежегодно 3-4 миллиона пудов… А ещё, «не пропадать же добру«, создал на основе целебных грязей Куяльницкого лимана, првосходящих по своим лечебным качествам грязи Мёртвого моря, курорт Куяльник с грязелечебницей.
В 1867 году одесситы избирают Новосельского своим городским головой. Известна даже точная дата этого события – 15 декабря. Перво-наперво городской градоначальник, образовав Одесское кредитное общество, занялся реформированием и развитием городской финансовой системы.
После чего в город стали доставлять прибужский гранит для укладки улиц и мостовых. Кстати, до сих пор на Пушкинской, Дерибасовской и некоторых других улицах города эта кладка сохранилась в первоначальном виде. Тогда слух о качестве одесских магистралей достиг даже до Нового Света. В американском кинофильме «В старом Чикаго» есть такой эпизод: мэр будущей автомобильной столицы Америки посылает в Одессу своих дорожников для того, чтобы они изучили опыт укладки камнем городских кварталов.
В пору правления Новосельского в Одессе возводятся безупречные в архитектурном плане здания, ставшие украшением освещённых газовыми фонарями улиц. Город обзавёлся уютными парками и скверами, была проложена канализация.
Также Николай Александрович добился увеличения ассигнования на санитарные службы и городскую полицию. К слову, одесские стражи получали самое высокое в империи денежное содержание. Таким образом, Одесса превращалась в один из самых благоустроенных и респектабельных городов Европы.
«Однако, — писал Александр Пушкин, — в сей Одессе влажной ещё есть недостаток важный; чего б вы думали? – воды». И тогда инженеры Доминикан и Головачёв разрабатывают технический проект водопровода Днестр-Одесса, а для решения его практической части Николай Новосельский приглашает английских специалистов. 3 сентября 1873 года на Соборной площади вокруг специально сооружённого грота-фонтана собралась многотысячная толпа одесских зевак. И после торжественных речей, под звуки медного марша духового оркестра, из грота взметнулась ввысь мощная струя воды… Теперь одесситы смогли потреблять «днестровскую живительную влагу», а сам одесский водопровод по качеству воды признали лучшим не только на юге Российской империи, но и в Европе.
Однако Новосельский, словно «стойкий оловянный солдатик», достойно переносил обиды и превратности судьбы. Свидетель тех дней вспоминал: «Позднее я увидел его упавшим очень низко, но он вставал опять и снова падал, не переставая быть добрым, пожалуй, умным человеком, но только с вечными провалами, как у себя в семье, так и в обществе. Но что нельзя отнять у Новосельского, это был своеобразный тип деятельной плодовитой русской натуры. Как только у него заводился грош, он меценатствовал…». При этом не афишируя стоголосно, по примеру нынешних «благодетелей», свою помощь неимущим согражданам и многочисленным богоугодным заведениям.
Особой же заботой Николая Александровича пользовалось народное образование. Это он, вместе со своим единомышленником Семёном Яхненко, стал организатором народных училищ. А свой жизненный опыт Новосельский аккумулировал в двух книгах- «Социальные вопросы в России» и «Средства к подъёму производительности России».
Настоящий «отец города», Николай Новосельский, человек высокой культуры и образованности, слыл вдохновенным любителем театра и страстным коллекционером живописи. А ещё он любил путешествовать. Именно во время поездки по Европе Николай Александрович Новосельский и скончался. Случился этот прискорбный факт 24 сентября 1898 года. Поначалу прах 80-летнего бывшего градоначальника привезли в Одессу, а после отпевания, согласно завещанию усопшего, был доставлен 10 октября в Санкт-Петербург, где и предан земле на Новодевичьем кладбище.
В Одессе для учащихся народных училищ была учреждена стипендия имени Новосельского. По решению гласных Городской думы его портрет должен быть навечно водружён в большом зале заседаний. А через три года улица Ямская, на которой жил Николай Александрович, была переименована в его честь. Существует она и сегодня…
По материалам прессы
Металлочерепица — это кровельный материал из профилированного листа стали, меди или алюминия, который покрыт полимерным слоем и стилизован под черепичную кладку. Большой ассртимент представлен в магазине www.rofua.com.ua