Восьмой Фестиваль немого кино и современной музыки «Немые ночи. Возвращение» пройдёт в Киеве и Одессе с 28 по 30 июня.
Об этом сообщает пресс-служба Довженко-Центра.
«Единственный в Украине фестиваль архивного кино «Немые ночи» в этом году будет проходить одновременно в двух городах страны — в Киеве в Довженко-центре, фильмофонд которого хранит полный в Украине сборник немого кино, и в Одессе в новой локации — в «Зеленом театре». К созданию музыки к немым картинам, кроме известных музыкантов, присоединятся также композиторы — победители первой в Украине учебной программы для кинокомпозиторов Envision Sound, которую Довженко-Центр провёл по инициативе и при поддержке Британского Совета в январе 2018 года», — говорится в сообщении.
Субназвание нынешнего фестиваля «Возвращение» символизирует одновременно невероятное возвращение двух украинских немых фильмов, чудом уцелевших в архивах, и возвращение самого фестиваля в Одессу, город, в котором он был основан 9 лет назад.
Как отмечается, на протяжении трех фестивальных дней музыканты из Украины и зарубежья озвучат 8 немых лент из международных и украинских киноархивов. В программе фестиваля — 2 мировые репремьеры украинских фильмов, которые длительное время считались утраченными, и 2 уникальные ленты, созданные при участии украинских кинематографистов-эмигрантов.
Среди них — легендарный австрийский, а затем американский театральный и киноактёр Гранач и одна из крупнейших звёзд немецкого кино первой половины 1920-х годов Ксения Десни. Они станут титулами сетов фестиваля рядом с Лилиан Гиш, американской кинодивой с 75-летней экранной биографией.
Один из первых полнометражных украинских научных фильмов «Человек и обезьяна» (режиссёр Андрей Винницкий, 1930) исследователи Довженко-Центра нашли в японском Национальном киноархиве при архивных поисках и исследования связей ВУФКУ (Всеукраинского фото киноуправления — государственной кинематографической организации, действовавшей в 1922 — 1930 годах) с зарубежной кинопрокатной системой. Культурфильм, иллюстрирующий теорию Дарвина об эволюции видов, вживую озвучит группа Ptakh_Jung — дуэт электронного продюсера Антона Дегтярева (Птица) и гитариста-экспериментатора Владимира Бабушкина (Юнг).
Снятую в Одессе учеником Леся Курбаса Хананом Шмаиным сатирическую комедию «Свиньи всегда свиньи» (1931), которая считалась утраченной, в 2015 году в Федеральном архиве Германии нашёл российский киноисследователь Пётр Багров. Годом позже усилиями Посольства Украины в Германии фильм был возвращён в Украину. Одна из немногих уцелевших украинских немых кинокомедий будет показана с музыкальным сопровождением фронтмена главной панк-группы страны «Хамерман Уничтожает Вирусы» Альберта Цукренко.
Немецкая кинодива из Украины Ксения Десни, уроженка города Остер Киевской области, сойдёт на экраны в одной из немногих уцелевших романтично-приключенческих драм некогда популярного немецкого режиссёра Йоханнеса Гутеры «Башня молчания» (1925). Вместе с группой Sed Contra Ensemble фильм, отреставрированный Friedrich-Wilhelm-Murnau-Stiftung, озвучит финалист Envision Sound Сергей Леонтьев, композитор, член Ассоциации электроакустической музыки Украины.
Своеобразной репремьерой станет показ отреставрированной Датским киноинститутом драмы «Адъютант царя» (Der Adjutant des Zaren, 1929) франко-немецкого режиссёра из бывшего Екатеринослава Владимира Стрижевского. В главной роли — звезда российского немого кино Иван Мозжухин, а среди актёров второго плана — галичанин Гранач, который впоследствии прославился в Голливуде. Фильм озвучит украинский композитор, звукорежиссёр и финалист школы Envision Sound Роман Вишневский.
Британское немое кино будет представлено рабочей лав-стори классика Энтони Асквита «Подземка» (Underground, 1928). Благодаря мастерской реставрации фильма Британским киноинститутом был возвращен на большие экраны в 2009 году. Фильм будет демонстрироваться с оригинальным саундтреком азербайджанского композитора, финалиста проекта Envision Sound Азера Гаджиаскерли.
В рамках киевской программы состоится эксклюзивный показ отреставрированной Довженко-центром драмы «Ветер с порогов» (1929) режиссёра Арнольда Кордюма. Главную роль в фильме сыграл корифей украинского театра Николай Садовский (Тобилевич). Смонтированная в авангардистской манере, лента рассказывает о строительстве Днепрогэса и касается антигуманистических последствий индустриальных преобразований. Фильм зрители увидят в сопровождении одесского коллектива Artokrats, работающего на стыке минимализма с академизмом.
В Одессе также впервые покажут психологический триллер Виктора Турина «Ордер на арест» (1926) в живом музыкальном прочтении группы «Вагоновожатые». Несмотря на несколько развлекательную ауру со шпионскими перевоплощениями, психологическими пытками и романтикой революционных комитетов, «Ордер на арест» является одновременно раздумьем о роли женщины в исторических процессах гражданских войн.