Православные и греко-католики празднуют Вербное воскресенье

Христиане Восточного обряда в воскресенье, 1 апреля, отмечают Праздник Входа Господня в Иерусалим, или, как его ещё называют в народе, Вербное воскресенье.

Праздник имеет несколько названий: его называют Цветочной неделей, а со времён Руси — Вербное воскресенье — от традиции верующих приходить в этот день в церковь с ветками вербы, потому что она первая извещает о приходе весны.

В этот день Иисус на осле въехал в Иерусалим. Приближался иудейский праздник Пасхи, поэтому в город прибывало много людей. Иудея была тогда одной из провинций Римской империи и её жители верили, что должен появиться Тот, кто избавит их от господства римлян. И горожане, и паломники приветствовали Иисуса, устилая Ему дорогу пальмовыми ветвями. Толпа, обезумев, кричала: «Осанна! Благословен Грядый во имя Господне! Царь Израилев!» Они знали, что накануне Он воскресил мёртвого Лазаря, который пролежал в пещере целых четыре дня — такого чуда не творил никто и никогда, потому иудеи и приветствовали Иисуса как своего Царя.

Праздник символизирует, с одной стороны, признание Иисуса Мессией (Христом), а с другой — является прообразом входа Сына Человеческого в Рай. На многих языках мира это воскресенье называется Пальмовым — учитывая ветви пальм, которые стелили на дорогу при въезде Иисуса в Иерусалим. Однако на славянских просторах пальмы не растут, поэтому естественно, что люди заменили их на веточки вербы, которая именно в это время начинает зеленеть и цвести, поэтому изменилось и название — вместо Пальмового, воскресенье стало Вербным.

Праздник Входа Господня в Иерусалим входит в 12 самых больших праздников церковного календаря и отмечается всегда в шестое воскресенье Великого поста, ровно за неделю до Пасхи.

В Украине праздник Входа Господня в Иерусалим в народе называли просто — Вербное воскресенье. Люди утром идут в храмы, чтобы посвятить вербу, потому что верили в целебное свойство освящённых веточек. Первыми пытались взять веточки дети, ведь кому достанется самая большая, «тот будет счастливым». Кому досталась сухая ветка, то значило, что в хозяйстве не будут вестись овцы. Возвращаясь из церкви, крестьяне вонзали большие ветви у дороги или на огороде, «чтобы освящённое дерево пустило глубокие корни». Перед тем как посадить ветку, говорили: «Чтобы росла Богу на славу, а нам, людям, на добро». Вербу высаживали и в поле возле колодцев, чтобы вода всегда была чистой и холодной.

После Вербного воскресенья нередко возвращалось похолодание — «пришла Вербница — назад зима воротится».

31 марта, как сообщает информационный отдел Одесской епархии, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел совершил всенощное бдение в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре и совершил освящение вербы.