Итак, одесский Привоз, 20-й век… Рынок – это цивилизованный объект, а уже не полустихийное пыльное торжище, какими были в 19 веке фактически все одесские базары, из-за чего Одессу иногородние журналисты обзывали в 19-м веке «миловидной замарашкой». Впрочем, они являлись такими во всех провинциальных городках империи.
Одесса была захвачена немцами и румынами вечером 16 октября 1941 года, и тогдашнее название Привоза – Октябрьский рынок, потеряло актуальность. На рынки выходили местные жители, несли всевозможные вещи из дома, чтобы прокормиться, раскладывали товар вдоль дороги. По свидетельствам очевидцев, немецкие оккупанты во время Великой Отечественной неоднократно вешали перекупщиков, из-за которых повышались цены в городе. Однако, если почитать воспоминания старых советских партизан, не скажешь, что немецкие военные были уж такими принципиальными противниками взяток и спекуляции.
Истинный ариец без страха, упрека и корысти – миф или крайне редкий экземпляр. Многие немцы занимались здесь взяточничеством сами! За вещи или продукты можно было выкупить у часовых из лагеря смерти своих родственников или друзей. Пользуясь этим, партизаны выкупали товарищей-коммунистов,, сердобольные граждане – чужих детей, мужей, братьев и сестер… Бывало, что офицеры и выманивали украшения и другие ценные вещи за освобождение близких или за обещание их отпустить…. Хотя, разумеется, это руководством вермахта более чем не приветствовалось, и в мемуарах эсесовцев очень редко встретишь упоминания о таких вещах…
Это немецкое поведение, например, документальная книга авторства генерала СС Курта Мейера «Немецкие гренадеры» объясняет просто – немцы хотели не только послать побольше гостинцев и трофеев домой, в Германию, пережившей перед войной бум рождаемости – так что посылать было кому, – но и сами кушать хотели. Гитлер, рассчитывавший на «молниеносную войну» и планировавший победу Германии до ноября 1941 года, к затянувшимся затратам на содержание армии готов не был – потому оккупанты грабили направо и налево, и добывали ресурсы, как только могли. Именно поэтому наших военнопленных в «лагерях смерти» зачастую не кормили вообще…
Столица фарцовщиков – Одесса
Привоз, как и все одесские рынки, как и Одесса в целом, в советское время был известен на все СССР, как центр торговли импортом. Там можно было даже легально купить и просто «достать» джинсы-варенки, щегольские американские куртки, зарубежные магнитофоны, которые привозили и сбывали моряки-иностранцы (а выручку потом частенько прогуливали в одесских ресторанах). Ну да, и марки, редкие иностранные марки, мечту советских коллекционеров, спекулянтский «хлеб!»
В 80-е годы происходил ведь не только ввоз импорта в страну, но и активный вывоз наших товаров за рубеж особенно – в Польшу, Румынию, Венгрию и другие страны дружественного тогда соцлагерея. Ценились советские кремы, сервизы, наборы ложечек – короче, посуда. Две челночные поездки – можно было одеть себя и семью. Год – приобрести домик или даже кооперативную квартиру.
Современный Привоз
Сегодня Интернет полон свидетельств приезжих о Привозе. Россияне на своих форумах смеются над выражением «в продаже есть индюк» или «вся утка свежая», которые видели на Привозе на ценниках. Смешные надписи на товарах, разрисованные бидоны с молоком – это те «фишки», которыми торгующие развлекают и завлекают народ.
Рынок знаменит по всему постсоветскому пространству до Урала… Россияне пишут, что на «Привозе» очень дружелюбные продавцы, которые любят фотографироваться, не возражают против общения со СМИ и часто дарят подарки фотографам и журналистам – в отличие от повадок торговцев на большинстве постсоветских рынков.
На одесских форумах есть свидетельства торгующих, которые жалуются на высокую арендную плату, которую с них берут владельцы павильонов и торговых помещений. Есть жалобы и на то, что производителей и мелких торговцев заставляют перепродавать свой товар перекупщикам, не пуская на рынок, и на то, что реализаторов хозяева торговых точек «заставляют обвешивать и обсчитывать». Где это правда, где неправда – судить самим покупателя и торгующим. «Десятые руки», в любом случае дают удорожание товару, который в итоге значительно дороже обходится покупателю.
На «Привозе» в последние годы неоднократно поднимались движения против высоких ставок аренды и налогов. Вплоть до того, что «Привоз» объявляли отдельной республикой, повесили его собственный флаг и поместили на нем курицу, как символ несушки, «приносящей городу золотые яйца».
Мария Королёва для Одесса-News