Генеральная прокуратура Украины завершила экстрадиционную проверку по запросу Главной прокуратуры Министерства юстиции Грузии.
Речь идёт, говорится в сообщении управления по связям с общественностью и СМИ Генеральной прокуратуры, «о выдаче Михаила Саакашвили для привлечения к уголовной ответственности за совершение ряда преступлений, якобы совершённых им с использованием служебных полномочий в период, когда он занимал политическую должность в этом государстве».
Грузия получила полнейший отказ:
«По результатам проверки Генеральная прокуратура Украины пришла к выводу о существовании риска того, что запрос о выдаче М.Саакашвили сделан компетентными органами Грузии с целью его преследования по политическим мотивам. Кроме того, его экстрадиция противоречила бы требованиям Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.
При таких обстоятельствах Генеральной прокуратурой как центральным органом Украины по вопросам выдачи правонарушителей принято решение об отказе в экстрадиции М.Саакашвили, о чём сообщено грузинским коллегам».
Финальными словами «грузинским коллегам» Генпрокуратура пытается смягчить свой ответ, как бы заверяя этих самых коллег, а в их лице и само государство Грузию в глубочайшем уважении и пр. Однако сути данной унизительной бумаги это нисколько не меняет. При этом вряд ли кто сомневается, что реальное решение по данному запросу принималось не в Генеральной прокуратуре.
Что же получается? Украина считает Грузию одним из самых демократичных государств, в котором сейчас торжествует Закон с самой большой буквы, в котором побеждена коррупция. У этого государства мы учимся, у этого государства мы берём пример, как вести дела у себя дома. Множество советников грузинских приглашаем, в том числе в области права, применения законов и т.п., чтобы они нас поучили уму-разуму.
И вот когда Грузия, одна из самых дружественных Украине стран, попросила наше руководство выдать ей человека, который обоснованно, по мнению Грузии, подозревается в совершении ряда тяжких преступлений, следует жёсткий отказ.
Ссылка на якобы нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод здесь совершенно неприемлема. Как раз пункт f) статьи 5 указанной Конвенции предусматривает законное задержание с целью выдачи лица.
Что же касается того, что М.Саакашвили занимал некую «политическую должность» (ГПУ почему-то постеснялась напомнить, что он был Президентом Грузии), то ни в украинском, ни в грузинском, ни в мировом законодательстве ничего о таковой должности не сказано, тем более не сказано, что занимавшие её освобождаются в дальнейшем от уголовного преследования.
Ни одного довода в пользу своих умозаключений и выводов Генеральная прокуратура Украины не приводит. Зато она оскорбительно для грузинской прокуратуры и в ее лице для Грузинского государства сообщает нашим и грузинским гражданам, а также мировой общественности, о риске того, что «запрос о выдаче М.Саакашвили сделан компетентными органами Грузии с целью его преследования по политическим мотивам».
После таких оскорбительных заявлений не мудрено, если Грузия отзовёт из Украины своего посла «для консультаций» либо предпримет другой дипломатический демарш. И будет, очевидно, права: иначе как ударом в спину поведение нашей страны не назовёшь.
Но это ещё не все негативные последствия от невыдачи Михаила Саакашвили.
Как известно, Украина уже давно настаивает и собирается продолжать усилия для выдачи Россией бывшего президента Украины Виктора Януковича. Так вот теперь, даже если Генпрокуратура Украины удосужится, наконец, заслать нужные бумаги, Генеральной прокуратуре России даже не придётся думать, как ответить. Достаточно будет взять ответ Генеральной прокуратуры Украины «грузинским коллегам». Останется только фамилии бывших президентов поменять и названия стран. И спросить: «А вы-то, почему Саакашвили не выдали? У вашего Януковича не менее «политическая должность» была».
А прецедент в европейском праве очень ценится. Куда выше иного президента.
Борис Штейнберг.