Елена Ященко: «Мы-актёры не зря выходим на сцену»

Знакомьтесь — гость редакции актриса Одесского Академического Русского Драматического театра Елена Ященко.
В 2009 году Елена окончила Одесское театрально-художественное училище им. Грекова, по специальности  «актриса театра и кино».  Одна из первых киноролей — революционерка, спасающая главного героя от «сатрапов» в фильме «Мишка Япончик». Затем снялась в кинофильмах «Тест на любовь», «Другая женщина», «Красотка Ляля». В театре занята в спектаклях «Эдит Пиаф.  Жизнь взаимны», «Простая история», «Рецепт любви», « Князь полнолуния», «Вий», «Труффальдино из Бергамо или слуга двух господ».

— Елена,  есть такой популярный вопрос: «Легко ли быть молодым?». А  мне хотелось бы спросить немного иначе: легко ли быть молодой актрисой?

— Моё первое специальное образование не связано с театром, да и вообще с искусством. Но так случилось, что жизненная дорога привела в театральное училище…Помню, как близкий  друг моего отца известный петербуржский актер Сергей Мигицко, предупреждал о том, что театр – это очень сложно, особенно непросты в нём  взаимоотношения в актерской среде. И у меня сложилось впечатление, что это чуть ли ни какой-то серпентарий, где все будут стараться тебе палки в колеса вставлять. Поэтому, когда меня приняли на работу в Одесский Русский драматический театр, я хоть и настроилась на сопротивление, но поначалу было страшновато. На самом же деле все оказалось совсем иначе. Взрослые актеры и актрисы наоборот старались всячески поддержать – советами,  разъяснениями. Кто-то казался немного колким, кто-то более располагающим. Но явно с их стороны ощущалась доброжелательность. Поэтому, молодой актрисой в нашем театре быть очень интересно. Я ведь, по сути, ничего не знала об этой профессии и никогда не думала, что  театр настолько войдет в мою жизнь, в мое сердце. Быть молодой актрисой мне нравится до сих пор. Да и вообще быть молодым —  это прекрасно. Порой задумываешься, что вот время та идет, и мы с ним не молодеем, и становится, честно говоря, немножечко не по себе, хотя понимаю, что в каждом возрасте есть свои плюсы. И самое главное, что, несмотря на свои 28 лет я ощущаю себя 23-х летней, когда только пришла в театр. Я словно остановилась на том возрасте. В душе мне все ещё  23…

— В детстве мечтали стать актрисой?

— Никогда. Хотя, моя мама говорит, что я всегда ею была: в детстве ставила стульчик, вставала на него и читала стихи или перед зеркалом любила декламировать.

— Иногда желание стать актрисой в юном возрасте проявляется через влюбленность в актеров. С Вами такого не случалось?

— Нет. Хотя некоторые кинозвезды мне действительно нравились. Но я, как и мои родители, всегда считала, что у меня должна быть солидная профессия. В школе училась успешно и, окончив её, поступила в Одесский государственный университет имени Мечникова. Своё будущее представляла на какой-то дипломатической работе…

— Так что же стало причиной такого резкого поворота в судьбе? 

— Звонок моего отца на мобильный… Я в тот момент  была в институте, а он увидел объявление о том, что в Русском театре идет конкурсный отбор в актерский класс Театрального училища. «Тебе ж это вроде было интересно?», — спросил меня отец.  А у меня всегда был характер такой, что всё меня интересовало. И я ради интереса отправилась на первый тур конкурса. Когда увидела огромное количество юношей и девушек, ожидавших своей очереди выступить перед приемной комиссией,  развернулась, и пошла в обратном направлении. Но по дороге подумала, неужели я не смогу как они прочесть стихотворение? Короче говоря, меня допустили ко второму туру. К нему меня уже подготовил Сергей Мигицко.  В итоге я нашла себя в списках счастливчиков, принятых  в училище. Первоначально это вызвало у меня легкий шок. Ведь я ещё доучивалась в университете на стационаре. И вот теперь одновременно надо было начинать учебу ещё в одном ВУЗе…

Иногда задумываюсь, сколько бы мне понадобилось ещё времени, чтобы я все-таки пришла в театр, если бы отец тогда мне не позвонил? Уверена, что все равно бы стала актрисой. Тогда я рискнула, выбрав эту профессию, хотя могла, например, остаться на кафедре университета, где мне предлагали должность, и таким образом, иначе построить свою карьеру. Все мои бывшие университетские однокурсники были удивлены, когда узнали, что я так резко изменила свою судьбу…

 — Нередко случается так, что человек разочаровывается в своей мечте. Вы не мечтали, но стали актрисой, и разочарования, как я понимаю, нет?

— Насчет разочарований… Тем, кто с детства мечтает о карьере артиста,  я всегда говорю, что для этой профессии, прежде всего надо иметь сильный волевой характер. Иначе можно сломаться. У меня в театре уже были такие моменты, когда задумывалась над тем, а то ли я делаю? Рано или поздно этот вопрос возникает. Не у всех так удачно складывается карьера, как это случилось у меня. Бывает, что актерам приходиться годами ждать одной серьезной роли. Когда ты ощущаешь в себе силы, но нет возможности для их реализации – это трагедия. Но у меня, вероятно, очень сильный ангел- хранитель, который ещё и во всем помогает.

  — На сегодняшний день у вас много интересных ролей. Наверняка среди них есть те, что вам нравятся больше или меньше, и есть те, которые можно назвать этапными, выводящими на новую ступеньку вашего актерского мастерства? 

— Этапной для меня стала роль Эдит Пиаф.

Она дала мне возможность ощутить всю полноту ответственности. Ведь с первой и до последней минуты спектакля  я нахожусь на сцене и его успех зависит от того как я сыграю, как спою. Когда репетировала, не думала об этой ответственности, а вот когда прошло 10 спектаклей, когда я начала по-настоящему понимать свою роль и ощутила, как зал вместе со мной сопереживает моей героине, теперь я поняла, что могу браться за любую серьезную работу и буду понимать, что и как надо её выполнять. Ещё одна из моих любимых, и своего рода, этапных ролей – это свинья из «Простой истории». Она наивная, романтическая, чистая, светлая, не знающая что такое зло. Я очень ценю эти качества в людях…Изначально режиссер прочитал её образ совсем по-другому. Но, увидев, как я выстроила роль, согласился со мной.

—  «Простая история» вызывает и слезы, и смех. А в ком-то, возможно, пробуждает человечность и сочувствие по отношению не только к людям, но и к животным, заставляя посмотреть на них другими глазами, как на существа, у которых тоже есть душа?

— Отношение  к  животным – это одна из самых болезненных тем для меня.  Довольно часто приходится слышать о чудовищных зверствах со стороны людей по отношению к бездомным  животным, птицам. В нашей семье всегда  были домашние питомцы – собачки, кошечки. Вот сейчас живет замечательное существо – умное, ласковое, преданное. Это кошечка, которую мы подобрали на улице. И она приносит нам столько тепла и радости…

Недавно на улице стала свидетелем такой картины:  проходила группа мальчишек. Один из них, увидев голубя на тротуаре, с размаха ударил его  ногой. На мое возмущение, он отреагировал коротко: «Ничего с ним не случится».

— На Ваш взгляд, откуда  это агрессивное  поведение и нетерпимость в том числе и к чужому мнению, особенно в среде подростков и молодежи?

— Недаром же говорят, что все человеческие пороки родом из детства. Это недостаток родительского воспитания, да и школьного тоже. Зато сейчас в избытке пропаганда насилия, которая захлестывает сеть, телевидение. Я человек терпимый к чужому мнению. Считаю себя патриоткой Одессы. Это моя  малая Родина, которую я готова защищать. Но я  всегда выступаю за мирное решение любых конфликтов. Не приемлю фанатический патриотизм, который пропагандирует гиперболизированную любовь исключительно к своей нации и презрительное отношение к другим народам, к иной культуре.

— Вам какие роли интересней – драматические или комедийные?

-Мне близка драма, хотя люблю и комедию. Вообще нравятся характерные роли. Пусть они будут даже небольшими, но с ярко выраженными характерами персонажей. Если взять одну из последних моих работ – Биатриче из « Труффальдино из Бергамо или Слуга двух господ». Она не простая, как может показаться на первый взгляд. Нужно было научиться вести себя как мужчина — носить мужской костюм, фехтовать. Но для меня эта роль становится интересна в момент драматизма — Беатриче узнает, что её возлюбленный Флориндо якобы умер. Я из тех актрис, которым на сцене надо пострадать…

— Помимо театра Вы снимаетесь в кино…

— Как для киноактрисы прошедший год стал успешным. Телеканал «Украина» создал свой проект только с украинскими актерами. Это сериал «Красотка Ляля». Было  много съемочных дней в Киеве. Меня пригласили на одну из ролей второго плана. После неё даже начали узнавать на улице. Пока играю подружек главных героинь. Мне кино нравится. Это совершенно иное, нежели театр искусство. Театр – он как живой организм. А кино – «стоп кадр». Но кино тоже многому учит. Там нужна молниеносная реакция. Если  в театре я могу, держа паузу, подумать, почувствовать, в кино меня долго ждать никто не будет. Там все надо делать молниеносно — чувствовать, говорить, изображать. Раньше я считала, что только театр настоящее искусство, но сейчас мнение изменилось. Мне нравится и кино. Меня иногда спрашивают: «В каких фильмах ты бы отказалась сниматься?» Наверное, только там где есть насилие и жестокость. Эта тема для меня неприемлема,

  — Как актриса Вы всегда послушно выполняете все установки и задачи  режиссера или пытаетесь все-таки отстоять свое понимание роли?

— В основном,  я послушная. И вообще люблю, когда мне ставят задачу. Есть актеры, которые «стартуют» сами – сразу и с нуля. Им понятна роль и они предлагают режиссеру свой вариант. Я же  как «бомба замедленного действия». Мне надо подумать, «поварится» в роли, прочувствовать образ. Только где-то к 10 спектаклю иногда у меня возникает озарение, и я понимаю, что до этого делала почти все не так. Даже в «Простой истории», где случилось стопроцентное попадание в образ, и спектакль уже идет полтора сезона, я каждый раз придумываю и открываю для себя что-то новое. Никогда не бывает одинаковых спектаклей. Многое зависит от настроения актеров в тот день когда они выходят на сцену. А у всех оно может быть разным. И когда это каким-то образом связывается во едино, получается что-то особенное. Конечно, режиссеры иногда ругаются, когда актеры слишком уж увлекаются и начинают отступать от первоначального замысла. Ещё существует опасность пойти на поводу у зрителей. Я в себе начинала это замечать. Это когда чувствуешь дыхание зала, его одобрение, понимаешь, что ты нравишься, что твои шутки проходят. И ты пытаешься тогда педалировать ситуацию. Но с опытом приходит понимание, что это далеко не всегда уместно. Если спектакль комедийный  – можно позволить  себе «раскочегарить» зал ещё больше, но в серьезных работах делать это нельзя. Раньше я очень боялась кому-то не понравиться. Иногда это называют «синдром отличницы». Мне всем хотелось угодить. И ещё я ужасно боялась быть некрасивой на сцене. Сейчас мне интересны роли пусть совершенно непривлекательных внешне женщин, но зато со сложной драматической судьбой. Поэтому, мне очень дорога роль Эдит Пиаф. Она ведь становилась красивой только тогда, когда выходила на сцену и пела. После этой роли, я по внутренним ощущениям пересмотрела все свои другие сценические образы и перестала  красоваться, научилась не бояться быть некрасивой, научилась «держать зал» за счет внутренних качеств, а не каких-то внешних. Зритель, ощущая это, начинает воспринимать тебя совсем по-другому. Когда люди покидают театр под впечатлением и в раздумье, возможно даже пересмотрев в своей жизни какие-то моменты, тогда я начинаю понимать, что мы — актеры не зря выходим на сцену…

—  Наверное, в этом и состоит высшая миссия театра? Недаром же его называют Храмом искусства

— а  работу в театре — служением… Я не так давно осознала это. Но теперь  могу с гордостью говорить, что служу людям… Когда играю в «Простой истории», всегда думаю: «Может в зале сейчас сидит девушка, которая посмотрев спектакль, как и главная героиня, откажется делать аборт». Я не знаю, был ли такой конкретный случай, но хочется в это верить. В этом и есть смысл и сила искусства.

Виктория Ерёменко