СТРАСТИ ПО ОДЕССКОМУ НПЗ

Нефть заслужено считается кровью современной промышленной цивилизации. Без этой жирной и грязной жидкой субстанции, не заведутся двигатели автомобилей, не полетят самолеты и не поплывут корабли. Вернее, без тех продуктов, которые получаются в результате ее комплексной переработки. Бензин, керосин, мазут, битум – это далеко не полный перечень того, что можно получить из нефти и использовать в экономике любой  страны. Вот почему наличие современных нефтеперерабатывающих заводов сегодня является безусловным благом для любого региона, особенно насыщенного промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также объектами транспортной инфраструктуры. Ведь такие заводы очень выгодны и приносят их владельцам весьма солидные дивиденды, естественно, в случае их грамотной эксплуатации. Поэтому любой НПЗ является объектом повышенного внимания как со стороны государства, так и бизнеса, представители которого стремятся получить контроль над ним.

Не составляет исключения и Одесский нефтеперерабатывающий завод, который в последние годы стал одним из наиболее скандально известных предприятий региона. Поэтому стоит вспомнить его предысторию, что бы у читателя было ясное представление нынешней ситуации, сложившейся вокруг НПЗ.

Это предприятие было построено и введено в эксплуатацию еще в далеком 1937 году. После войны он был восстановлен на прежнем месте, а затем, на протяжении нескольких десятилетий неоднократно проходил модернизацию, каждая из которых существенно расширяла его возможности и увеличивала объемы производимой продукции, одновременно расширяя ее ассортимент. Так, на заводе появились установки каталитического риформинга бензина и вторичной перегонки бензина, был построен комплекс гидроочистки керосиногазойлевой фракции, что дало возможность организовать производство дизельного и авиационного  топлива. Была также реконструирована распределительная инфраструктура завода, что позволило наладить вывоз продукции всеми видами транспорта.

Все это привело к тому, что предприятие стало представлять собой весьма лакомую добычу, за которую развернулась нешуточная борьба, которая привела к неоднократной смене владельцев в течение последних лет.

Первым, кто в постсоветские времена получил пакет акций НПЗ, стало совместное предприятие «Синтез Ойл», которое в середине 1990-х годов произвело реконструкцию завода, одновременно модернизировав три причала нефтегавани. Впоследствии, в начале 1999 года партнером СП стал известный российский концерн «ЛУКойл», совместно с которым было создано другое СП — «ЛУК-Синтез Ойл Лтд». В апреле того же года им был приобретен контрольный пакет акций Одесского НПЗ – 51.6 процента. А еще через год, в марте 2000 года россияне через другую дочернюю компанию — «ЛУК-Синт» приобрели на бирже еще 25 процентов акций предприятия, став таким образом его единоличным собственником.

В течение следующих десяти лет завод работал с переменным успехом, что было связано с изменяющейся рыночной конъюнктурой украинского рынка. Правда, при этом была решена ранее имевшая место проблема с сырьем, которое обеспечил именно «ЛУКойл». Однако, в октябре 2010 года в связи со значительным уменьшением показателей рентабельности переработки нефти, ее поставки на завод были остановлены, а само предприятие фактически прекратило свою работу.

В таком подвешенном состоянии Одесский НПЗ находился вплоть до начала 2013 года, когда им заинтересовалась украинская группа компаний ВЕТЭК (Восточно-европейская топливно-энергетическая компания). И вот, в марте этого года сторонам удалось достигнуть договоренности о продаже завода. ВЕТЭК приобрел у «ЛУКойла» 99.6 процента принадлежащих последнему акций НПЗ. Эта следка вступила в силу, начиная с 1 июля 2013 года.

Казалось бы, проблемы предприятия остались в прошлом, тем более, что планы у Сергея Курченко (руководитель ВЕТЭК) были весьма амбициозными. И действительно, уже в конце сентябре завод возобновил свою работу, начав поставки нефтепродуктов на рынок. В январе 2014 года предприятием был объявлен тендер на разработку мастер-плана перспективного развития на период 2015-2020 годов. Чуть раньше было объявлено о предстоящих поставках нефти из России на общую сумму не менее 600 миллионов долларов. У Одесского НПЗ появились перспективы вновь стать одним из ведущих предприятий области, которое обеспечивает украинский рынок различными видами топлива самого высокого качества.

Однако, политика вмешалась в эти планы, фактически поставив крест на судьбе столь важного для города предприятия..

А конкретно – события в Киеве с 19 по 21 февраля, итогом которых стала смена власти в стране, а точнее – наступление периода фактического безвластия. В результате, уже 23 февраля генеральному директору Одесского НПЗ и ряду менеджеров пришлось покинуть Украину, практически одновременно с Сергеем Курченко, против которого были выдвинуты обвинения в работе по «теневым» схемам. А затем, во второй половине апреля судом был наложен арест на земельный участок и имущественный комплекс  Одесского нефтеперерабатывающего завода. Хотя и до этого работа на предприятии уже прекратилась, поскольку компания «ЛУКойл» перестала поставлять на него нефть.

Расследование «дела ВЕТЭК» шло, но ситуация на протяжении месяцев так и не менялась. НПЗ стал бесхозным лакомым куском, тем более желанным, что здесь осталось более 100 тысяч тонн нефтепродуктов, которые остались на территории предприятия. Только они одни стоили несколько десятков миллионов долларов, не говоря уже о стоимости остального заводского имущества и земли. И в первую очередь глаз на завод положил могущественный украинский олигарх Игорь Коломойский, который де-факто стал удельным князем значительной части юго-восточных регионов страны. Тем более, что Одесский НПЗ являлся прямым конкурентом Кременчугского НПЗ, входящего в группу «Приват», которая является собственностью губернатора Днепропетровской области.  Соблазн одним ударом убить двух зайцев (устранить конкурента, одновременно заработав практически на ровном месте десятки миллионов) – очень большой соблазн. Поэтому осенью 2014 года, после относительно спокойного лета, события вокруг НПЗ стали происходить одно за другим.

Первая попытка захвата завода была сделана вечером 13 октября. Тогда, около 22.30 к главной проходной предприятия прибыла группа из примерно 100 человек на трёх микроавтобусах. Через несколько часов, так и не поникнув на территорию предприятия, они уехали в неизвестном направлении. А уже 17 октября примерно 150 человек в масках и чёрной форме зашли на территорию НПЗ, правда, в сопровождении представителей правоохранительных органов и с постановлением суда о «проведении исследования хранящихся на Одесском НПЗ нефтепродуктов».

По-видимому, результаты этой «экспертизы» удовлетворили ее заказчика. И вот через месяц, днем 22 ноября группа неизвестных с оружием и в масках (как писал ряд СМИ, это был спецбатальон МВД «Киев-1»), захватила территорию Одесского нефтеперерабатывающего завода, заперев его сотрудников в хозяйственных помещениях. Возле резервуаров с нефтепродуктами была выставлена вооруженная охрана и практически сразу же началась подготовка к вывозу их содержимого.

Практически сразу по данному поводу высказался и сам И.Коломойский. «Это не наш завод, и нас он не интересует. У нас есть недогруженный Кременчугский завод, а Одесский НПЗ надо закрыть, чтобы не портить экологию Одессы. Она должна быть блестящей после потери Крыма» — заявил он.

И уже вскоре, ради того, что бы «не портить экологию Одессы» захватившие завод лица начали вывоз оттуда столь желаемых нефтепродуктов. Правда, при этом из-за спешки был поврежден трубопровод, из которого вытекло немало топлива (со слов работников предприятия – несколько сотен тонн). Одним словам, лес рубят – не до щепок.

Кроме перекачки по трубопроводам, бензин и прочие продукты переработки нефти вывозились с завода и автомобильным транспортом. При этом, количество вывезенного таким образом топлива неизвестно, поскольку никакой учет его перемещения попросту не велся.

Таким образом, по состоянию на конец января 2015 года Одесский НПЗ остается в «подвешенном» состоянии и его будущее скрыто во мраке. При этом, юридический владелец вывезенных нефтепродуктов — кипрская компания Soprema Trading Ltd в настоящее время готовит против завода иск с требованием их возврата.

Стоит добавить, что в начале 2014 года российская компания «Роснефть» вела переговоры относительно приобретения НПЗ. Однако, уже в феврале они прекратились и сейчас рассчитывать на новые инвестиции предприятия попросту невозможно. Действительно, кто станет вкладывать свои деньги в страну, в которой идет гражданская война? Тем более, с неопределенным исходом, при котором вариантов развития событий гораздо больше, чем один.

В таких условиях остается только надеяться, что здравый смысл возобладает над желанием получить сиюминутную выгоду, даже в ущерб перспективам на будущее. Вот только надежда эта, если честно, не особенно-то и велика. К сожалению, последний год показал, что слишком многие украинские политические деятели и бизнесмены (а некоторые успешно сочетают обе ипостаси) рассматривают территорию страны в качестве кормушки, от которой нужно взять как можно больше.

— «Что ты сделаешь, если станешь гетманом?»

— «Украду сто гривен и сбегу!»

Увы, но этот старый анекдот давно уже перестал быть таковым на территории Украины. И судьба Одесского нефтеперерабатывающего завода является ярким тому подтверждением.

Серый Крокодил